Учебник по физиологии (а.с. солодков, е.б. сологуб), страница 64
Содержание:
Сенситивные периоды физического развития
Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.
Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.
Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.
Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения
Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.
В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.
Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.
Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.
Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.
Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который, прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям — перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это прыжки, ходьбы, метание бег.
В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.
Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств
Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом
Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.
Развитие речи
Этот сенситивный период начинается еще при развитии в утробе матери, именно там малыш впервые начинает слышать звуки. Поэтому беременным женщинам рекомендуется разговаривать со своим животиком, слушать мелодичную музыку.
В этот период (а он длится до шести лет) очень важно стимулировать речевые центры ребенка
Отсутствие общения, недостаточное внимание взрослых, а также негативная конфликтная среда могут отрицательно сказаться на речи малыша. В этом случае вероятно возникновение дефектов в произношении, заикания. Впервые в полтора года ребенок начинает учиться выражать свои желания, эмоции с помощью слов
Но их в запасе еще мало, и язык получается детским. Именно поэтому в таком возрасте не нужно сюсюкать с малышом, говорить надо правильно, четко произнося все слова. Ребенок, как губка, будет впитывать предоставляемые ему нормы общения. Необходимо больше читать книжек, используя при этом разные интонации
Впервые в полтора года ребенок начинает учиться выражать свои желания, эмоции с помощью слов. Но их в запасе еще мало, и язык получается детским. Именно поэтому в таком возрасте не нужно сюсюкать с малышом, говорить надо правильно, четко произнося все слова. Ребенок, как губка, будет впитывать предоставляемые ему нормы общения. Необходимо больше читать книжек, используя при этом разные интонации.
Двух- и трехлетние малыши много разговаривают сами с собой. От 3,5 и до четырехлетнего возраста они уже проявляют интерес к буквам, и речь становится осознанной. В 4–4,5 года ребенок пытается писать отдельные слова, при том что этому его никто не учил. В пятилетнем возрасте малыш сам начинает обучаться чтению, и не нужно его заставлять. Он отлично понимает взрослых. Он как бы сам к этому приходит.
Если же ребенка обучать чему-то, не учитывая его сенситивные периоды развития, то результата достигнуть будет очень тяжело, или же он будет отрицательным.
Как применять свои знания?
Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать
Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника. Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи
Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.
Физиологические факторы проявления скоростных способностей и их сенситивные периоды
Политанов Даниил Романович
Физические качества у человека развиваются в разные периоды жизни по-разному. В один период некоторые физические качества развиваются равномерно, а в другие периоды жизни нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.
На протяжении всей жизни системы органов человека созревают и растут, однако это происходит не совсем равномерно и не в одно время. Существуют фазы замедленного роста, сменяемые ускоренными фазами роста различных двигательных функций детей и подростков. Соответственно есть различие реакций детского организма на физические нагрузки. Поэтому необходимо различать периоды естественного прироста и результата тренировочной деятельности. Важный типологический признак — это особенности телосложения от него зависят метаболические и нейромоторные процессы. Дифференцировать подход к физическому воспитанию можно используя типы телосложения в виде критерия для распределения по группам. В 8-9 лет наблюдается максимальный прирост скорости у школьников с мышечным типом телосложения, в то время как у детей с астеноторакальным и дигестивным типами эти же процессы происходят на год раньше в 7-8 лет.
Кроме этого существуют различные показатели силы мышц. Мышечная сила у девочек к 10-12 годам возрастает настолько, что они становятся относительно сильнее мальчиков. Далее отмечается преимущественное повышение силы мышц у мальчиков, особенно интенсивно она увеличивается к концу периода полового созревания. К 12 — 15 годам мышечная сила у мальчиков приблизительно на 30% выше показателя силы у девочек.
Самый большой прирост мышечной силы у мальчиков отмечается в 15 — 16 лет. В период с 8 до 13 лет у мальчиков максимум средней силы увеличивается на 25 %, у девочек — на 21 %. Скоростные способности наиболее благоприятно развивать в период от 7 до 11 лет. Позднее развить те или иные качества значительно сложнее. К возрасту 14-15 лет наступает стабилизация основных показателей быстроты простых реакций и максимальной частоты движений. Занятия разными видами спорта положительно влияют на развитие скоростных способностей и рост показателей скоростных способностей продолжается до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей не велики до 12-13-летнего возраста
Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (в беге, плавании и т.д.).
Показатели сенситивных периодов в развитии физических качеств у школьников, имеющих разные типы телосложения, свидетельствуют о том, что: у девочек в среднем школьном возрасте целенаправленно и эффективно развиваются такие способности как: скоростно-силовые (к 11-12 годам); скорость движений (к 11-12 годам); выносливость в статическом режиме (к 12-13 годам), в динамическом режиме (к 12-13 годам), в зонах большой и максимальной интенсивности (к 13-14 годам), а у мальчиков среднего школьного возраста: скоростно-силовые (к 11-12 годам); скорость двигательной реакции (к 11-12 годам); собственно-силовые (к 13-14 годам); выносливость в динамическом (к 11-13 годам) и в статическом режимах (к 13-15 годам); способность выполнять сложно-координационные упражнения (к 14-15 годам), упражнения с большой амплитудой движения (к 13-14 годам); выносливость в зоне максимальной интенсивности к 14-15 годам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для каждого возрастного периода характерны свои специфические особенности, которые особенно важно учитывать при занятиях физическими упражнениями. Особенности темпов прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста и сенситивные возрастные периоды развития физических качеств отображены ниже в таблице 1.
Таблица 1.
Сенситивные возрастные периоды развития
физических качеств.
Физическое качество | Возрастной период |
Аэробные возможности (общая выносливость) |
с 10 до 12 лет 17-18 лет |
Специальная выносливость(спринтерская) | с 14 до 16 лет |
Анаэробные возможности (специальная выносливость бегунов на средние и длинные дистанции) | с 13 до 15 лет с17 до 19 лет |
Быстрота: — показатели темпа движений; — скорость одиночного движения; — двигательная реакция | с 9 до 12 и с 14 до 16 лет с 9 до 13 лет с 9 до 12 лет |
Скоростно-силовые качества | 9-10 лет с 14 до 17 лет |
Абсолютная сила | с 14 до 17 лет |
Гибкость | с 7 до 10 лет с 13 до 14 лет |
Ловкость | С 7 до 10 лет 16-17 лет |
Как определить сензитивные периоды у своего ребёнка
Сензитивные периоды протекают плавно, они незаметно начинаются и так же незаметно заканчиваются, поэтому определить длительность, точное начало и конец практически невозможно. Но вот на пике их проявления очень яркие: ребёнок необычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет нужные предметы для её организации.
Вот основные признаки наступления пика сензитивного периода.
У ребёнка возникает непреодолимая тяга к какой-то деятельности или предметам
Как когда он везде ищет буквы: обращает внимание на вывески в магазинах, находит заглавные буквы в книгах, задаёт вопросы типа «А это какая буква?», просит назвать каждую букву. Такое внимание показывает нам, что он в сензитивном периоде развития языка (а именно — чтения)
Ребёнок повторяет одну и ту же деятельность много раз, с огромным энтузиазмом, энергией, усердием. Когда учится вставать, то держится за какой-то предмет в комнате, подтягивается, встаёт, снова падает, может удариться и заплакать. Но потом какая-то неведомая сила заставляет его снова и снова вставать. Таким образом он учится стоять, а затем и ходить. Такое активное движение говорит нам, что начался сензитивный период перемещения — уверенного самостоятельного стояния в пространстве и ходьбы в последующем.
Деятельность очень насыщенная и продолжительная, но она не приводит ребёнка к усталости и апатии. Наоборот, его активность возрастает, он становится всё более и более настойчивым, может заниматься каким-то делом часами. Дошкольники много рисуют, некоторые создают в год около тысячи рисунков. Причём рисуют они каждый день и подолгу. Таким образом ребёнок неосознанно готовит руку к письму.
Взрослые могут быть недовольны, что ребёнок столько времени проводит за рисованием. Кажется, что лучше бы он занялся чем-то более полезным: учил буквы, считал, писал и т. д. Его могут отвести на занятия по подготовке к школе, где предложат прописывать буквы. Но в результате такой подход демотивирует по отношению к письму.
Если в момент деятельности ребёнка прерывают или мешают его деятельности, он проявляет крайнее недовольство. Это стресс, когда малыш увлечён и кто-то его позвал или прервал. Он не почувствует удовлетворения от результата своих усилий, поэтому в процессе прерывания может вести себя совершенно неадекватно.
Иногда родители неуважительно относятся к детской деятельности, считая, что она не так важна, как их дела. Неосведомлённый взрослый может полагать, что ребёнок занимается какими-то незначительными вещами и его можно остановить в любой момент.
Например, так происходит, когда съезжает с горки один раз, другой, третий и родители считают, что они лучше знают, сколько раз достаточно для него: «Хватит уже кататься, иди в песочнице поиграй». Другое дело, когда действительно пора уходить — тогда можно заранее предупредить: «Скатись с горки три раза, и мы пойдём домой».
Удовольствие и радость, которые появляются у ребёнка после выполнения деятельности. Несмотря на длительность занятия, на которое он может потратить несколько часов, в конце ребёнок абсолютно не испытывает усталости, а сияет от радости. Часто он может принести вам результат своей деятельности — показать рисунок или аппликацию.
Ребёнок в сензитивном периоде легко учится, получает знания и навыки. Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и просто не происходит.
Если ребёнок учится ходить в сензитивный период, то он осваивает этот навык очень быстро, за пару месяцев. Сначала он ползает, а затем встаёт, делает шаги с опорой и начинает ходить самостоятельно. Но если ребёнка носили долго на руках или помещали в ходунки, то его мышцы не окрепнут для ходьбы, и это может существенно отодвинуть первые шаги.
После удовлетворения потребности у ребёнка возникает полное равнодушие к тому, что его ещё так недавно привлекало. В период около 2 лет у ребёнка возникает период максимального усилия. Ребёнку постоянно хочется носить перед собой тяжести. Природа предусмотрела этот период для того, чтобы тяжести научили ребёнка балансировать в пространстве во время ходьбы.
Ребёнок хватает предметы, которые взрослым кажутся тяжёлыми, близкими к весу ребёнка, и с радостью и лёгкостью носит эти предметы. Как только этот период проходит, ребёнок начинает ходить уверено, его тело приобретает в пространстве чёткое вертикальное положение, интерес к переносу тяжестей у ребёнка резко пропадает. И уже если вы предложите ему принести что-то тяжёлое, он откажется.
От рождения до шести лет
В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т.д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному.
Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.
В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в той форме, которую предложила М. Монтессори – с помощью создания специальной «подготовленной среды» и упражнений в навыках практической жизни
И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом. Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.
Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.
В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала).
Таким образом, действуя в Монтессори-среде, где всегда есть все необходимые составляющие: упражнения в практической жизни, сенсорный, речевой материал, математический и естественнонаучный, двигательная зона, и наконец, другие дети, имеющие возможность свободно выражать свою тягу к познанию и вносящие в группу несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасной основой для развития навыков социального поведения, ребенок подходит к следующей фазе своего развития, интегрируя свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира, который имеет при этом четкую внутреннюю структуру.
Но оказывается, что возможностей органов чувств человека совершенно не достаточно для дальнейшего и более глубокого познания мира. Да и чтобы верно ориентироваться в нашем мире, мало обладать чувственным образом мира.
Здесь ребенок переходит к следующей ступени развития, основные цель и результат которой, согласно космическому плану – формирование в сознании ребенка осмысленных образов мира, самого себя как человека и своего места в мире. Здесь глобальная ориентация в развитии связана с поиском места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной, индивидуальной роли.
Сензитивные периоды развития личности
В сензитивный период человек наиболее предрасположен к воздействию педагогической среды. Любое обучение играет важную роль в формировании личности ребенка.
Справка! Для развития определенных черт характера малышу требуются наличие благоприятных условий в социальной среде и качество предоставляемых знаний и умений.
Среди основных сенситивных периодов развития личности можно выделить следующие этапы:
- С рождения до 1,5 лет. Активное формирование двигательных способностей.
- От 1 года до 4-х лет. Появляется интерес к небольшим деталям.
- От 1,5 до 4-х лет. Координационный период.
- От 2-х до 4-х лет. Формируется понимание порядка.
- От 2-х до 6 лет. Развивается восприятие музыкальных композиций и звуков.
- От 2-х до 6 лет. Ребенок хорошо обучается этикету и вежливому общению с окружающими.
- От 2-х до 6 лет. К этому возрасту относится благоприятный период для развития дифференциального восприятия.
- От 3-х до 5-6 лет. Хороший возраст для освоения чтения.
- От 3,5 до 4,5 лет. Благоприятный период для освоения письма.
- От 3,5 до 4,5 лет. Психологи советуют развивать пространственное восприятие.
- От 4-х до 6 лет. Возраст подходит для освоения элементарной математики.
Физические способности ребенка необходимо развивать в любой период, вне зависимости от того, сколько ему лет.
На картинке можно ознакомиться с основными этапами формирования выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.
Этапы сензитивного развития
Сензитивные периоды психического развития
Психическое развитие индивида представляет собой последовательный переход от одной фазы к другой. При этом на каждом этапе формируются разные направления психики.
Справка! Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, считала, что быстрое, радостное и полноценное обучение у ребенка может протекать только в том случае, если учитывать соответствующий сензитивный этап.
Среди основных сензитивных периодов развития можно выделить:
Этап развития речи, на котором ребенок учится понимать, осознавать и воспроизводить слова. Длится с рождения до 6 лет.
Этап восприятия порядка. Длится с рождения до 3-х лет. В этот период у ребенка формируется внутренний порядок во времени, окружающей среде и обществе взрослых.
Этап сенсорного развития. Длится с рождения до 5-6 лет. Для этого этапа характерно улучшение развития органов чувств.
Период восприятия небольших предметов. Длится от 1,5 лет до 2,5. На этом этапе малыша интересует формирование целого и его частей. Именно поэтому дети в этом возрасте любят разглядывать маленькие предметы, бить и ломать вещи. Благодаря этому, они начинают понимать, что мир состоит из небольших частей.
Этап развития действий и движений. Длится с 1 года до 4-х лет. При малоактивном образе жизни последующее учебное развитие малыша замедляется.
Этап формирования социальных навыков. Длится с 2-х до 6 лет
В этот период малыш начинает понимать важность вежливого поведения.
Сензитивный период развития речи
Длится сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет. Начало он берет еще в фазу пребывания малыша в утробе матери.
Развитие речи
В данном периоде можно выделить 5 этапов развития речи:
От рождения до 4,5 месяцев. Ребенок воспринимает речь как что-то особенное, пытается подражать звукам. Пытаясь надуть пузыри или выплюнуть что-то, малыш тренирует мышцы речевого аппарата.
От полугода до 1,5 лет. В этот период ребенок старается сознательно выражать мысли при помощи речи. На этом этапе малыш выговаривает первое слово. К полутора годам ребенок пытается выразить свои желания и чувства на своем «детском» языке
Для эффективного развития речи важно много общаться с малышом, рассказывать и читать сказки.
От 2-х до 3-х лет. Словарный запас ребенка растет лавинообразными темпами
В этом возрасте малыши могут говорить сами с собой. Наблюдая за этим процессом, можно узнать мысли ребенка, а также оценить построение логических цепочек.
От 3-х до 4-х лет. В этот период малыш при помощи речи начинает решать свои проблемы. Например, просит открыть окно, дать игрушку или карандаши. Малыш говорит осознанно и целенаправленно, понимая силу собственных мыслей, которые грамотно выражаются при помощи речи.
От 4-х до 6 лет. Дошкольный возраст малыша сензитивен для развития чтения и письма. Речь ребенка становится понятна всем окружающим. У малыша не возникает проблем с выражением своих мыслей в словесной форме.
При развитии детей важно учитывать сензитивный период развития речи. Ведь если ребенок будет что-то делать под принуждением (писать, читать), то положительных результатов придется ждать долго
В особых случаях их вовсе не будет.
Период развития речи
Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.
В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь, нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у крохи проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.
До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.
Примерно в год ребенок произносит первое слово, словесно выразив свою мысль.
В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не «сюсюкаться» с малышом, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.
В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Зная об этом, родители получают отличную возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, понять, о чем он думает. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем говорить он не научится. Вспомним примеры малышей, воспитанных в условиях диких джунглей стаей обезьян, – вернувшись в цивилизацию, они не смогли приспособиться и даже не овладели даром слова.
3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова
После трех лет ребенка можно начать осторожно обучать буквам, он с энтузиазмом занимается письмом. Родители могут проявить творчество, предложив крохе вылепить буквы из пластилина, сложить их из проволоки, написать на рассыпанной по тарелке манке.
В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма
Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые помогут подготовиться к начальной школе.
5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.
Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.