Как выбрать велотуфли: виды, материалы, размеры, советы
Содержание:
Устройство педалей велосипеда
Ну что ж, для начала начнем мы с небольшой теории. Что же, собственно говоря, представляют собой велосипедные педали?
Велопедали — составляющая часть системы (шатунов), приводящая в движение велосипед при помощи усилия ног велосипедиста с последующим вращением кареточного вала и далее через трансмиссию на заднее колесо.
Рассмотрим их устройство на примере классических и самых распространенных велосипедных дорожных педалей. Итак, состоят они из:
С обоих концов оси нарезана резьба. Для вкручивания в шатун нарезают резьбу M14x1.0 или M14x1.25. Прикручиваются они слева — левой резьбой (откручивается по часовой стрелке), а справа — обычной правой (откручивается против часовой стрелки). Такой способ крепления предотвращает при вращении педалей их закручивание наглухо и считается, что таким образом они не выкручиваются во время езды. На противоположном конце оси резьба стандарта M7x1 (правая), на коротую накручивается конус. Этим конусом производят точную регулировку шарикоподшипников. Вдоль этой резьбы дополнительно прорезана канавка, в которой фиксируется ус шайбы, устанавливаемой между контргайкой и торцом конуса. Шариковый путь оси, конус и чашки педали закаливают, чтобы получить твердую поверхность, а все поверхности снаружи деталей хромируются.
С первого взгляда велопедали, вроде бы достаточно несложный механизм, но разновидность их типов и производителей могут привести в ступор неподготовленного человека, решившего приобрести их для своего двухколесного друга.
Какие бывают контактные педали
Велосипедные педали делятся на так называемые «топталки», педали-туклипсы и контактные.
С «топталками» всё ясно: это те самые педали с широкой поверхностью, на которую ставится нога. Они называются так потому, что педалирование осуществляется через надавливание ногой на педаль, находящуюся в переднем положении.
Когда она находится в нижнем и заднем положении, велосипедист не может вкладывать силу в процесс, так что эффективность такого «топания» то одной, то другой ногой очень низка.
На ступеньку выше «топталок» находятся туклипсы – предок современных контактов. В туклипсах нога зафиксирована в стремени, и велосипедист получает возможность подтягивать педаль снизу вверх, увеличивая эффективность педалирования.
Впрочем, это самые небезопасные и неудобные педали, в смысле попадания ноги в туклипсы и выстёгивания из них.
Виды контактных педалей
Маунтинбайк-контакты с платформой и без
Контактные педали с платформой будут очень удобны для даунхилла и городского катания. Благодаря платформе, такие контакты можно иногда совмещать и с обычной обувью без шипа.
МТБ-контакты без платформы выглядят очень маленькими, и именно они вызывают удивление далёких от велосипеда людей. С такой педалью лишний раз в обычной обуви кататься не захочется, ведь площадь контакта педали с ногой слишком мала.Впрочем, шип и обувь для МТБ делают такими, что обычной ходьбе они не мешают, ведь маленький и плоский шип, утопленный в подошве велотуфель, не выступает вперёд.
Кроме того, бывает и разная обувь под МТБ-контакты. У одной подошва жёсткая для извлечения максимума от надавливания на педаль, а у другой эластичная для возможности с комфортом не только ездить, но и ходить, например, в походах.
Ещё одно удобство в таких педалях – двухсторонняя возможность встёгивания, то есть не нужно поворачивать педаль определённой стороной, прежде чем встегнуться.
Шоссейные контактные педали
В шоссейных педалях такого преимущества нет. Данный тип контактов обычно не ищет компромиссов и служит только скорости вашего передвижения по шоссе.
Тут и жёсткая фиксация ноги, и неудобная для пешего передвижения обувь с заметно выступающим вперёд шипом, и одностороннее встёгивание во имя небольшого веса конструкции.
Если МТБ-шип долговечен, то шоссейный постепенно стирается при ходьбе.
Важно упомянуть, что на свой велосипед вы вольны поставить любой тип педалей. Можете, если вам так удобно, прикрутить шоссейные контакты к горному велосипеду, а МТБ-педали – к шоссейнику
Стандарты креплений и шипы у контактных педалей
На рынке есть несколько компаний, производящих педали и шипы. Самые популярные:
- Shimano
- Look
- Time
- Crank Brothers
- Speedplay
Аббревиатуры SPD и SPD-SL – это названия стандартов креплений.
Бренд Shimano уверенно держит первое место по количеству пользователей
SPD-контакты (Shimano Pedaling Dynamics) выпускает известная фирма Shimano. Крепления SPD бывают двух направлений:
- SPD – контакты для маунтинбайка;
- SPD-SL – контакты для шоссейной обуви.
Look Keo – у этого производителя наиболее популярен стандарт для шоссе. Фактически именно Look впервые популяризировал контакты в 80-х годах. Не все знают, но Look выпускает модели и с механизмом SPD.
Time – МТБ и шоссе. У Time большая площадь давления на педаль, то есть и вес педали большой.
Crank Brothers – минималистичный и бесшумный при встёгивании аналог SPD. Выпускается только для горных байков, а потому продуман так, чтобы меньше забиваться грязью и снегом.
Speedplay – самый дорогой стандарт педалей для шоссе. Speedplay обладает отличной от других педалей конструкцией: тут шип не в подошве туфель, а вместо самой педали. То, что похоже на педаль, наоборот, прикручивается к обуви. Такое решение позволило сделать встёгивание двухсторонним.
Как же отличить крепления для шоссе и МТБ? Количество отверстий в подошве для крепления шипа подскажет, для каких педалей предназначена обувь.
Из истории
Изначально велосипедные педали были представлены простыми ровными площадками, имеющими по центру ось вращения. Вращение было предусмотрено для того, чтобы нога на этой самой площадке оставалась всегда в одной плоскости. В противном случае нога попросту будет сваливаться и её нужно будет всегда подставлять на педаль. Подобные педали и по сей день используются в прогулочных и детских велосипедах, а ещё в таких велосипедах, в которых уровень мощности педалирования не играет никакой значимой роли, а также особое значение имеет свобода поведения ноги на платформе.
Добиться эффективного педалирования, то есть мощности, которую можно развить крутя обычные педали-платформы, не удастся, так как нога при энергичной работе будет постоянно слетать. Нужно будет постоянно подстраиваться и ставить ногу на платформу. Движения ног, при котором движутся оба элемента, напоминают топот ног, вверх-вниз. Именно за подобное движение простые педали-платформы называют «топталками».
Более продвинутый способ постановки ноги и саму конструкцию получили новые педали, называющиеся «туклипсы». В переводе с английского clip — зажим, toe — носок ноги. Это, по сути, та же педаль, но имеющая дополнительное стремя на месте постановки обувного носка. А также есть дополнительный небольшой ремень, который стягивает ногу в середине стопы. Таким образом, началась новая эра педалей с наличием крепления для ног.
Ввиду появления нового крепления нога практически полностью фиксировалась к этому элементу велосипеда и при езде оставалось только топтать ногами сверху и подтягивать ногу в исходное верхнее положение. Ногой тянуть педаль вниз не рекомендуется, так как можно запросто её вытянуть из зафиксированного стремени. В итоге вместо одного рабочего направления сверху вниз получается сразу три направления. Это существенно повышает и интенсивность езды и эффективность работы ног.
Однако, даже невзирая на всю простоту туклипсов, их нельзя отнести к удобным элементам управления. Их основной минус — уходит много времени, чтобы вставить ногу в стремя и зафиксировать её. Очень часто она переворачивается вниз рамкой, что ещё больше затягивает время снаряжения
Ещё одно важное упущение разработчиков — при падении спортсмена его нога следует за велосипедом, так как высвободиться быстро не получается. Нужно расслабить лямки и только потом доставать ногу
Это всё может обернуться очень серьёзными травмами для коленного и тазобедренного сустава. Именно из-за этого туклипсы принято считать самыми небезопасными крутящими элементами в велосипедах.
Следующее эволюционное поколение получило название контактных педалей (clipless pedals — педали без зажимов). Среди любителей велоагрегатов они получили простое и понятное название — контакты. Вся соль этих педалей заключается в наличие не только платформы, но ещё и специального шипа, который удерживает подошву обуви на поверхности педали. Процедура крепления следующая: шип «устанавливается» на подошву обуви, а на педали для него есть специальный паз, который защёлкивается при наличии шипа.
Паз представлен в виде подпружиненной рамки, которая не препятствует отщёлкиванию шипа при повороте стопы. Иными словами, контакты сделаны таким образом, что при повороте ноги на педали происходит высвобождение шипа и без проблем нога освобождается
Это очень важно при падении или при быстром соскоке с велосипеда
И также при большом усилии нога высвобождается не только в сторону, но и просто движением вверх. Усилие это настраиваемое, то есть можно самостоятельно настроить жёсткость подпружиненной рамки.
Есть разновидность педалей, которые самостоятельно выстреливают при определённых условиях. Их очень часто называют автоматическими, или же автоматами.
В плане безопасности топталки имеют наибольшую безопасность, а среди контактных педалей самые безопасные — это контакты-автоматы.
Как выбрать контактные педали
Выбирая тип контактов, сначала подумайте о формате катания, который вы предпочитаете. Это будет шоссе или бездорожье? Вам нужна мощность или лёгкость и манёвренность? Насколько сложны трассы, по которым вы будете ездить?
Возможно, решающим фактором для выбора станет стиль вашей экипировки. Тогда выбирайте обувь, которая вам нравится. Если выбор пал на шоссейные велотуфли, однозначно нужны педали под 3-болтовое крепление.
А если собираетесь наравне с катанием много ходить, нужны велотуфли с утопленными шипами, а значит и педаль МТБ.
Допустим, вы остановили выбор на 2-болтовом МТБ-креплении. Какому производителю отдать предпочтение? При выборе подходящей педали для горного велосипеда основными соображениями, как правило, будут вес, степень сцепления, грязеотталкивающие свойства и то, какой угол поворота ступни они предлагают.
Педали, которые быстро забиваются грязью, мешают быстро встёгиваться и выстёгиваться, не подойдут, если вы гонщик кросс-кантри. Для гонок по сложным трассам, требующим периодического спешивания, мы рекомендуем Crank Brothers.
Для городских поездок или велопохода по бездорожью отлично сгодятся МТБ-контакты с платформой. Внешне они похожи на «топталки», но посреди платформы можно разглядеть знакомую контактную конструкцию.
МТБ-контакты с платформой
При выборе производителя руководствуйтесь личными предпочтениями, но учитывайте доступность деталей при поломке. Так, в нашей стране не получили распространение педали от Time, что означает невозможность оперативного ремонта в ближайшей мастерской при отсутствии компонентов.
Shimano Deore XT M8040
Фото:https://beru.ru/
Довольно старая, но очень актуальная серия топовых топталок от компании Шимано. Педали являют собой образец сочетания превосходного качества и привлекательного дизайна. Площадки выполнены по собственной технологии обработки материала, что гарантирует прекрасную надежность и возможность терпеть очень жесткие удары и столкновения. Дополняется платформа 20 сменными шипами из закаленной стали, что гарантирует сохранение рабочей высоты продолжительное время. Хромомолибденовая ось также обрабатывается специальным образом. Запатентованная технология дает возможность убрать все лишнее без потери прочности. Обновленная система подшипников может похвастать наличием эффективных сальников, не пропускающих воду, грязь и песок. Также предусмотрена возможность ревизии узла, что хвалят большинство пользователей
Однако стоит соблюдать осторожность. Высокие шипы могут нанести серьезные травмы голени во время случайных падений или спрыскивания ног с педалей
Педали Shimano Deore XT M8040
Немного о мифах
Новички боятся, что ноги слишком жёстко фиксируются к педалям. Некоторые думают о том, что длительная неподвижность может стать причиной онемения конечностей. Однако такое мнение является ошибочным, так как ступни способны передвигаться на приличный угол. Фиксирующее приспособление не сковывает ноги велосипедиста. Довольно часто человек, недавно перешедший на контакты, при остановке забывает о наличии контактов и начинает дергать ногой вверх. Такая ситуация часто приводит к падению велосипедиста. Однако при поездке на небольшой скорости серьёзные травмы практически не случаются. Со временем такого уже не случается.
Контакты состоит из 2 основных частей:
- педалей;
- шипа(специального крепежа) , который крепится к подошве обуви.
Эксплуатация контактных педалей позволяет быстро наработать необходимые рефлексы. Уже через неделю активного катания человек начинает инстинктивно поворачивать пятку даже при использовании обычных педалей. Зачастую людей останавливает высокая стоимость снаряжения. На самом деле комплект, состоящий из педалей и туфель, можно приобрести всего лишь за 5 – 7 тысяч рублей. За такую цену велосипедист может купить классические контакты Shimano M520, и самые простые вело-ботинки. К более дорогим моделям относятся велотуфли с защелками.
В чём разница между шоссейными и горными контактами
При эксплуатации контактных педалей горных велосипедов, нога может перемещаться на некоторый угол(вправо-влево). Свобода передвижений позволяет более комфортно перемещаться по неровным грунтам, преодолевать спуски и подъемы. Сама же форма подошвы выполнена со своеобразным протектором, и углубленным в него шипом. Это позволяет вполне удобно ходить в туфлях ровной и неровной поверхности. Шоссейный контакт обеспечивает более жесткое соединение ног с педалями. При этом конструкция шипов сильно выступает из подошвы. Владельцу такой обуви будет достаточно сложно перемещаться пешком.
Производители контактов
К наиболее известным производителям контактных педалей можно отнести Shimano, Look, Time и Crank Brothers. Модели, выпущенные фирмой Crank Brothers стоит дороже чем у других производителей. Покупатели ценят их продукцию за креативный подход к дизайну.
Преимущества
Контактные педали позволяет развивать большую мощность, так как в процессе вращения принимают участие не только большие четырехглавые мышцы. Увеличенная мощность контактов связана с тем, что человек прикладывает усилия к вращению педали не только давя на нее ногой вниз, но и таща ее вверх. Получается одна нога давит, другая – тянет, затем наоборот.
Чтобы зафиксировать ноги, шип вставляется в специальный паз, расположенных на самой педали. При повороте изделия в сторону пользователь может быстро выскочить из рамки.
Можно выделить несколько достоинств контактных педалей:
Педали Crank Brothers EggBeater 1
- По сравнению с обычными педалями контакты позволяют увеличить мощность до 40%.
- К преимуществу использования приспособления можно отнести возможность дополнительного контроля над транспортным средством.
- Велосипедист может без труда перепрыгнуть через небольшое препятствие. Благодаря тесной связке ног с педалями, проще выполнять трюки. При необходимости велосипедист может быстрее преодолевать технически сложные участки.
- Контакты не только дают полную свободу действий. Пользователь может не опасаться, что возникнет травма из-за резких движений.
- Особую ценность контакты представляют для спортсменов, которым нужно стартовать на короткой дистанции. В отличие от обычных «топталок», контакты придают дополнительное ускорение и позволяют снизить нагрузки.
Зачем нужны контактные педали
Дело в том, что это, можно сказать, база, на которой стоит правильное педалирование на велосипеде. Теоретически возможно эффективно крутить и обычные «топталки», но контакты дают неповторимое чувство слияния с байком.
Ведь вы можете не только давить вниз, но и тянуть вверх, получается, что если приучить свои ноги действовать в противодействии, то сила, прикладываемая на педали, ощутимо увеличится. Это очень ощущается в моменты ускорения и быстрого форсирования горок, кажется, что вам как будто добавили мощности в мышцах ног.
Кроме этого, контактные педали позволяют легче держать высокий каденс с низкой нагрузкой на ноги. Многие новички, которые пытаются ездить с высоким каденсом сталкиваются с тем, что из-за легкой передачи педели начинают обгонять ноги. Контакты же цепко держатся, и правильный каденс, сохраняющий ваши коленные суставы, дается много легче.
Ну, и нельзя не отметить третий положительный фактор контактов. Когда несешься по техничной трассе с камнями и корнями, тебе даже не нужно думать о том, чтобы удержаться на педалях — контакты не подведут. Соскочить ногой с педали на расколбасе… не, даже не хочу представлять.
В сущности, контакты — это развитие туклипсов: ремешков на педалях, только на более высоком технологическом уровне. В подошве специального ботинка устанавливается пластинка, называемая шипом. Этот шип вщелкивается в разъем контактной педали, обеспечивая надежное и гибкое соединение ног и велосипеда.
Как обслуживать педали?
Чтобы велосипедная педаль прослужила долгое время, нужна профилактика. Профилактический ремонт касается всех разновидностей педалей. Для этого рекомендуется раз в 3 месяца осматривать подшипники, а также менять масло на подшипниках. Если Вам кажется, что слышен какой-то хруст или крепитация, то нужно срочно смазывать специальным маслом.
Процесс смазывания велосипедной педали
Перед тем как начать смазку педалей, необходимо удалить весь мусор и наслоение грязи на деталях. Это можно сделать обычной тряпкой. Полностью нужно прочистить всю грязь на подшипниках, на самом корпусе, а также на оси. Самым эффективным для смазывания педалей велосипеда является литол. Его можно приобрести в любом автомобильном магазине, а также на рынках. Ни в коем случае не стоит смазывать педали без первичной чистки грязи. Иначе теряется смысл в смазывании.
Очень хорошо сохраняется педаль велосипеда, а именно шипы, если обрабатывать воском. Особенно это касается отверстий на платформе. Желательно проверять время от времени плотность прикрученных болтов и гаек. Чтобы педали велосипеда не быстро загрязнялись, рекомендовано надевать чистую обувь.
Классификация
Перед тем как выбрать себе подходящие велопедали, следует немного разобраться в том, какие же все-таки бывают их виды.
В основном все зависит от материала и назначения педалей.
Стоковые пластиковые педали
Если сегодня прийти в веломагазин и посмотреть на байки дешевле 15 тысяч рублей, то, скорее всего, на нем будут стоять маленькие черные невзрачные педальки из пластика.
Нельзя сказать, что это плохие педали, потому что для небольших вылазок пару раз в неделю при условии неагрессивного катания они подойдут в самый раз.
Однако следует быть готовым, что при ударе о бордюр, корень, камень или что-нибудь еще, придется сразу же идти в магазин за новыми педальками, и покупать такие же не стоит.
В целом такие педали подойдут только для новичков и только на первое время. Рано или поздно, но скорее всего рано, их придется поменять.
Платформенные педали
Такие педали обычно называют топталками. В отличие от предыдущих они изготавливаются из металла, более качественны и прослужат намного дольше.
Цена на них может достигать нескольких тысяч рублей, а профессиональные платформенные педали для экстремалов могут стоить и более десяти тысяч рублей.
Ботинки с подобной подошвой – лучший вариант для езды на топталках
Они обладают большей площадью, что делает их удобнее и позволяет равномерно распределять нагрузку по стопе.
Помимо этого они имеют металлические шипы или хотя бы агрессивный протектор, который обеспечивает хорошее сцепление с ботинками.
С такими педалями можно ездить хоть в обычных сандалях, но лучше использовать кроссовки с жесткой и плоской подошвой.
Можно купить и специальную профессиональную обувь для топталок, но следует быть готовым, что за нее придется неплохо заплатить.
Стандартные платформенные педали
Получается, что такие педали – это идеальный вариант для любителей, которые не нуждаются в контактных педалях.
Алюминиевые топталки при правильном уходе смогут прослужить не один десяток тысяч километров. Одним из видов платформенных педалей являются складные педали.
Их название полностью говорит само за себя. Складываются они очень просто и позволяют экономить дополнительное место. Такой вариант отлично подойдет для любителей, которые возят свой байк в багажнике автомобиля.
Контактные педали
Среди профессионалов или продвинутых любителей данный вид велопедалей является самым распространенным. Они обеспечивают куда более хорошее сцепление, нежели обычные платформенные педали.
Они устроены таким образом, что шип, который находится на подошве контактных велоботинок, встегивается в педаль.
Это обеспечивает надежное крепление ноги к педали.
Благодаря этому, нога не соскочит на кочках, ей будет намного комфортнее во время езды, а так же у велосипедиста появляется возможность воздействовать на педаль по всему радиусу педалирования.
Обычные контактные педали используют велосипедисты, выступающие на соревнованиях кросс-кантри.
Новичкам крайне не рекомендуется ездить с такими педалями, поскольку у них, в виду отсутствия опыта, не всегда получается вовремя выстегнуться из педали, что часто приводит к падению.
К тому же помимо таких педалей велосипедисту придется купить еще и специальные велосипедные туфли. Такой комплект редко когда будет стоить дешевле десяти тысяч рублей.
Контактные велопедали и велотуфли
Полуконтактные педали и шоссейные контакты
Данные виды контактных педалей разработаны специально для агрессивного МТБ, такого как даунхилл или эндуро, и шоссейных гонок соответственно.
Полуконтактные педали представляют собой гибрид платформенных педалей и контактов.
Дело в том, что гонщикам, выступающим в дисциплинах даунхилл и эндуро, необходима большая площадь педали для удобства.
Помимо этого, им часто по ходу дистанции приходится убирать ноги с педалей. С обычными контактами это было бы тяжело.
Шоссейные контакты – это облегченная и частично упрощенная модель обычных контактов.
Встегнуться в такие педали получится только с одной стороны. Благодаря этому, шоссейные педали намного легче других и более жестко фиксируют ногу.
Педали с туклипсами
Подобные педали можно увидеть у бывалых велосипедистов на старых велосипедах.
Их устройство очень просто: на обычные топталки приделывается специальное удерживающие устройство, похожее на ремень, затем в него вставляется нога.
Такой механизм намного дешевле контактных педалей, но менее надежен. Тем более найти подобные педали сегодня очень тяжело, поскольку предпочтение отдается все же контактным педалям.
Педали с туклипсами сегодня можно редко увидеть у туристов, велосипедистов «старой закалки» и на городских велосипедах.
Свобода движений
Большинство педалей и шипов имеет определенную свободу движения, которая позволяет двигать ногой в стороны при педалировании. Такая свобода измеряется в градусах и представляет собой число, при котором нога может разворачиваться по вертикальной оси до момента отстегивания.
Некоторые крепления имеют нулевой угол свободы, их называют «фиксы» (от «fixed»), который не позволяют ноге двигаться. Другие модели дают возможность движения до 6 градусов. Большинство гонщиков предпочитает небольшую свободу. Кроме того, профессиональные монтажники настаивают на использовании этой системы, так как это позволит сохранить здоровье коленям.
Уровень свободы движений на примере педалей Shimano / blog.planetcyclery.com
Некоторые педали имеют небольшой люфт в креплении, а некоторые прилегают очень плотно. Гонщики подбирают по самочувствию, кому как удобно. Одни модели имеют встроенную жесткость, другие позволяют настраивать степень трения.
Если Вы не уверены, что свободные педали подходят именно Вам, то не переживайте. Купленные «контакты» не ограничивают Вас в экспериментах. Как показано на рисунке выше, Вы можете с одной моделью, изменяя рамку, добиваться разного уровня свободы. Так Вы сможете найти подходящий вариант.
Какие педали выбрать
В результате, я теперь советую моим читателям только Шимано. Простому катальцу точно не нужны фетишные Кранки, дорогие Таймы или экзотические Луки.
Если вы переходите на контакты — покупайте , и забудьте о педалях на ближайшие 5-7 тысяч километров.
Абсолютно надежный и долговечный вариант для велотуриста или человека, которому главное — это катать, а не шашечки.
Если же ваше катание чаще проходит по лесам-болотам, да еще и там, где преобладает глинистая почва, то Шиманы вас замучат. Придется брать или Crank Brothers или Look Quartz.
Те велосипедисты, которые надевают в зависимости от обстоятельств контактную или обычную обувь, оценят комбинированные педали, у которых с одной стороны нормальная поверхность, а с другой — контактная. Например — модель Shimano M324.