Средства и методы развития скоростных качеств
Содержание:
Быстрота простой двигательной реакции
Постоянное внимание совершенствованию простой двигательной реакции уделяют при специализации и видах спорта, требующих в стартовой фазе состязания или по ходу его мгновенного ответа заранее обусловленным действием на определенный сигнал либо ситуацию, имеющую сигнальное значение (стартовый выстрел, свисток судьи, появление мишени при скоростной стрельбе и пр.). Элементарной основой методики воспитания быстроты простой двигательной реакции является повторное реагирование действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования
Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Улучшению простых реакций в избранном виде спорта до определенной степени могут способствовать различные упражнения, включающие простые и сложные формы проявления скоростных способностей. Диапазон переноса быстроты двигательных реакций разного типа, а также перенос быстроты движений на быстроту простых двигательных реакций вначале достаточно широк (В. М. Зациорский, 1970), что оправдывает применение на первых этапах ее воспитания у представителей разных видов спорта комплекса аналогичных средств (в частности, спринтерских упражнений, баскетбола и других высокодинамичных игр). Достигаемая на этой основе степень развития быстроты простой двигательной реакции часто бывает достаточной для спортсмена, если он не специализируется в виде спорта, требующем ее максимума
Элементарной основой методики воспитания быстроты простой двигательной реакции является повторное реагирование действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Улучшению простых реакций в избранном виде спорта до определенной степени могут способствовать различные упражнения, включающие простые и сложные формы проявления скоростных способностей. Диапазон переноса быстроты двигательных реакций разного типа, а также перенос быстроты движений на быстроту простых двигательных реакций вначале достаточно широк (В. М. Зациорский, 1970), что оправдывает применение на первых этапах ее воспитания у представителей разных видов спорта комплекса аналогичных средств (в частности, спринтерских упражнений, баскетбола и других высокодинамичных игр). Достигаемая на этой основе степень развития быстроты простой двигательной реакции часто бывает достаточной для спортсмена, если он не специализируется в виде спорта, требующем ее максимума.
Добиться значительного сокращения времени простой реакции трудно. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10—0,15 с (Л. П. Матвеев, 1977). Решая эту задачу, постоянно включают в тренировку упражнения «на быстроту реакции». Их выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее выделяют из сложных форм действий вместе с непосредственно связанными с нею движениями и отрабатывают отдельно, вводят облегченные исходные положения и т. д.), а также в вариативных ситуациях (варьирование сигнального раздражителя по силе и времени действия, видоизменение форм и обстановки упражнения) и в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
Быстрота как необходимая характеристика темпа движений
Эта разновидность быстроты исключительно важна в упражнениях циклического характера. Она представляет собой способность быстро чередовать «включения» и «выключения» необходимых мышечных групп, т. е. сокращение и расслабление их. Эта способность позволяет не только увеличивать темп движений, но и выполнять каждое движение более эффективно, с меньшей затратой сил и энергии. Чем быстрее происходит сокращение и расслабление мышцы, тем большее время она имеет для отдыха.
Не удивительно поэтому, что специальные скоростные упражнения, направленные на развитие темпа движений, должны составлять основу скоростной тренировки спортсменов в видах спорта циклического характера. Каждое циклическое движение представляет собой сочетание возбуждения и торможения (работы и расслабления) одной группы мышц с одновременным торможением и возбуждением другой — мышц-антагонистов. При невысоком темпе это чередование происходит довольно четко и безошибочно. При повышении темпа движений, в силу того что процесс торможения развивается несколько медленнее, чем процесс возбуждения, наступает такой момент, когда возбуждение обеих групп мышц частично совпадает. Тогда возникает так называемая скоростная напряженность мышц, не позволяющая выдерживать подобный темп и тем более его увеличивать. Скорость перехода мышцы от состояния возбуждения к состоянию торможения и обратно индивидуальна. Она может несколько повышаться под влиянием специальной тренировки, однако предпосылки к этому являются качеством врожденным, поэтому специальная тренировка у одного спортсмена дает больший эффект, а у другого — меньший.
В абсолютном большинстве видов спорта все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании. Например, результат в спринтерском беге зависит и от реакции на старте, и от быстроты каждого одиночного движения, и от развитого на дистанции темпа.
См.: Развитие способности к высокому темпу движений
См. также Физиологическая характеристика быстроты
Вайцеховский С. М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. — Воспитание быстроты. – С. 186-188.
Физическое качество ВЫНОСЛИВОСТЬ
Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее интенсивности, сохраняя эффективность. Под выносливостью понимают так же способность организма противостоять утомлению, вызванному мышечной деятельностью.
В спорте, как правило, выносливость – это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно (порой исключительно) аэробного характера. Примером спортивных упражнений, требующих проявления выносливости, могут служить все аэробные упражнения циклического характера (легкоатлетический бег от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки, плавание на дистанциях от 400 м и др.).
Разновидности выносливости
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как:
- силовую;
- скоростную;
- скоростно-силовую;
- координационную;
- выносливость к статическим усилиям.
Выносливость специфична: она проявляется у каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому различают общую и специальную выносливость.
- Общая выносливостью – способность в течение продолжительного времени с высокой эффективностью выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
- Специальная выносливость – способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины, избранной как предмет специализации. Существует столько видов специальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).
Проявление выносливости всегда связано с понятиями утомления и усталости.
Усталость – это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы
Для развития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение к появлению чувства усталости и обучать психологическим приемам его преодоления
В зависимости от типа и характера выполняемой работы различают следующие разновидности выносливости:
- статическую и динамическую;
- локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии больших мышечных групп — более 50% всей массы);
- силовую;
- анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).
Без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости.
- Непрерывные длительные нагрузки развивают волевые качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности равномерно-сильным, устойчивым напряжением воли.
- Интервальные нагрузки требуют и развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными, повторяющимися усилиями. Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях.
Средства и методы развития выносливости
Развитие и совершенствование выносливости можно проводить:
- по принципу непрерывной длительной работы, интервальной работы;
- по соревновательному принципу.
Методы развития выносливости:
- равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);
- переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);
- интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).
Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения (ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах).
Быстрота движений
Быстрота движений в чистом виде практически не проявляется. Ее внешнее проявление — скорость двигательных актов — всегда обусловлено не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и т. д.). Тем не менее задачи по воспитанию быстроты движений было бы неверно полностью отождествлять с задачами воспитания всех этих способностей. Хотя фактически они решаются в единстве, в них есть и своя специфика.
Воспитывая быстроту движений, необходимо обеспечить направленное развитие тех двигательных способностей, от которых непосредственно зависит предельная скорость движений (помимо других факторов, влияющих на нее). Именно в этом заключается специфика задач воспитания быстроты движений.
Данные задачи приобретают различное конкретное содержание в зависимости от особенностей проявления быстроты в избранном виде спорта. Так, в скоростно-силовых видах спорта ациклического характера быстрота, как известно, проявляется преимущественно в скорости; отдельных двигательных актов (рывка, толчка, броска снаряда, отталкивания в прыжке и т. д.), задачи воспитания быстроты движений в большой мере здесь совпадают с задачами воспитания скоростно-силовых способностей.
В видах спорта, достижения в которых не находятся в прямой зависимости от предельных проявлений быстроты, ее развитие обеспечивают постольку, поскольку это нужно в качестве предпосылки спортивного совершенствования.
Литература
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
- Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994.
- Зациорскнй В. М. Физические качества спортсмена. – М., ФиС, 1970.
- Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры, 1997, № 10, с. 18–23.
- Коровин С. С., Тиссен П. П. Мишнаевский Н. В. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. – 155 с.
- Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Менхин Ю. В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1996, № 4, с. 44-48.
- Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М., Физкультура и спорт, 1970.
- Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., ФиС, 1962, с. 93-176.
- Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Физическая культура, 2000, № 1, с. 28–29.
- Сулейманов И. И. основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры, 2001, № 3, с. 12–16.
- Теория и методика физического воспитания (под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). М., ФиС, 1976.
- Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
- Яруллин Р. Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры, 1999, № 8, с. 20–21.
См. Специализированные подвижные игры и комплексы физических упражнений в воспитании скоростных качеств юных волейболистов
www.fizkulturaisport.ru 2011
Сила
Сила — это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.
различают:
a) абсолютная сила — это величина максимальных усилий
b) относительная сила — это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела
Градиент силы — это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например подтягивание на время)
Средства развития силы
- упражнения с внешним отягощением (штанги, гири)
- упражнения отягощенные весом собственного тела
- упражнения на тренажерах (механотерапия)
- статические упражнения в изометрическом режиме
- силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу)
Методы развития силы
- метод максимальных усилий (1 -2 повторений с максимальным весом)
- флэшинг: суть его заключаться в том, что на конкретную группу мышц делается не одно упражнение, а несколько последовательно идущих (например жмем штангу, потом выполняем разводку)
- метод малых усилий (большое количество подходов с малым весом)
- читинг
думаю со временем мы поговорим о них подробнее, в отдельных статьях
Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 — 12 и 15 — 16)
Естественным путем развивается до 25 лет.
Понятие
Для начала стоит определиться с термином. Ловкость – это способность человека выполнять сложные движения. В старину ловкими считались охотники и рыбаки, которые могли принести домой много пойманной добычи. Суть понятия сводилась к точности движений, их координации и скорости выполнения. Стоит отметить, что и по сей день эти факторы являются определяющими, когда речь заходит о рассматриваемом понятии.
Люди стараются усовершенствовать навык ловкости во время занятий физической культурой. Перед тем как выполнять упражнения, рекомендуется пройти полное медицинское обследование и убедиться в том, что вы здоровы. Что такое ловкость? Данное понятие можно охарактеризовать как быструю смену положения тела без нарушения координации. Чтобы определить уровень навыка, попробуйте пробежать челночным бегом. Результат скажет сам за себя, и таким образом вы сможете определить уровень физической подготовки.
Быть ловким – сложная задача, и далеко не каждый может похвастать таким качеством. Изменение скорости движения предполагает задействование всех групп мышц. Существуют отдельные упражнения для тренировки основных групп, которые нужно использовать для улучшения навыка.
Быстрота реакции на стартовую команду
Быстрота реакции на стартовую команду (выстрел, свисток и т. п.) до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду тренера.
Например:
1. В ходьбе по кругу — на неожиданный резкий, короткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, и т. п. Упражнение целесообразно проводить в форме соревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.
2. Стоя, по ожидаемому сигналу тренера выполнить прыжок вверх из исходного положения «низкий старт». Упражнение также проводится в форме соревнования, определяются победители в парах, затем они соревнуются между собой, и так до выявления быстрейшего.
3. По ожидаемому сигналу тренера выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнения 1, 2.
4. Во время игры в баскетбол (футбол, волейбол) по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять положение упора лежа. Упражнение проводится в форме соревнований. После каждого сигнала из игры выходит спортсмен, выполнивший упражнение последним.
Быстрота реакции на стартовую команду может быть улучшена двумя методами. Это:
- аналитический метод улучшения быстроты реакции;
- сенсорный метод улучшения быстроты реакции.
Аналитический метод развития быстроты реакции
Аналитический метод улучшения быстроты реакции предусматривает, что тренировка реакции проводится в несколько облегченных условиях, раздельно по элементам.
Например, при тренировке низкого старта сначала раздельно отрабатывается реакция на выстрел стартера, причем спортсмен выполняет упражнение в более удобном для себя положении высокого старта, а затем быстрота ухода с колодок, но уже без стартовой команды.
Сенсорный метод развития быстроты реакции
Сенсорный метод улучшения быстроты реакции основан на том, что у спортсмена развивается чувство времени, а это, в свою очередь, как показывают исследования, улучшает реакцию. Этот метод предусматривает три этапа тренировки.
На первом этапе спортсмен максимально быстро выполняет короткие стартовые ускорения (в плавании, например, 10—12 м), и тренер сообщает ему время каждого ускорения.
На втором этапе на этих же ускорениях спортсмен должен сам определить свое время.
На третьем этапе эти тренировочные ускорения спортсмен выполняет с различным заданием тренера.
Несколько труднее обстоит дело с тренировкой быстроты реакции на более сложный раздражитель, так называемой реакции на движущийся объект и реакции на изменение обстановки (реакции выбора).
Специальные подготовительные упражнения
В процессе педагогических экспериментов разработаны и экспериментально обоснованы комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие быстроты и других физических качеств. Разрабатывая методику воспитания быстроты, мы опирались не только на результаты собственных исследований, но и на методические рекомендации, содержащиеся в работах В. Г. Яковлева (1953, 1955, 1965, 1968), З. И. Кузнецовой (1958, 1964, 1966, 1967), В. М. Корецкого (1962) и других авторов.
Приводим один из разработанных и апробированных нами комплексов специальных подготовительных упражнений на развитие быстроты:
- бег с высоким подниманием бедра (темп средний или высокий) — 2—3 серии по 10—25 раз; бег из различных стартовых положений; старт из «упора присев», с отставлением ноги назад или в сторону; бег после доставания подвешенного мяча;
- бег приставными шагами, продвигаясь боком; бег окрестными шагами; бег по малому кругу с наклоном туловища внутрь круга.
- Наряду с комплексами специальных подготовительных упражнений с целью развития быстроты целесообразно применять следующие средства тренировки:
- бег с предельной или околопредельной скоростью на отрезках от 20 до 60 м (с низкого старта и с хода);
- бег на месте в упоре 10— 15 сек.; семенящий бег на 30—60 м с ускорением; бег с хода по отметкам (10—12), расположенным на расстоянии 100—120 см;
- бег на 60—100 м с ускорением;
- прыжки и прыжковые упражнения с места и с небольшого разбега;
- подвижные и спортивные игры (русская лапта, «борьба за мяч», баскетбол и др.),
- эстафетный бег (например, 4х50 м).
В процессе воспитания быстроты необходимо обращать внимание на расслабление мышц во время выполнения упражнений
Очень важно, чтобы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и расслабленным состоянием мышц. С этой целью целесообразно применять метод «контрастных» попыток, предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением и предельным расслаблением
Большой эффект дают упражнения с предметами. Так, если в руке стартующего будет мягкая картонная палочка, то нетрудно контролировать напряжения в мышцах кисти руки. Это воспитывает способность к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном упражнении
С этой целью целесообразно применять метод «контрастных» попыток, предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением и предельным расслаблением. Большой эффект дают упражнения с предметами. Так, если в руке стартующего будет мягкая картонная палочка, то нетрудно контролировать напряжения в мышцах кисти руки. Это воспитывает способность к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном упражнении.
Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости. Обоснование такой же последовательности применения упражнений для развития основных физических качеств, какая описана нами выше, дано в работах А. А. Аскназия Н. П. Еременко, Г. П. Пауперовой, Л. С. Соколовой, Н. И. Тавастшерны (1962).
Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные и спортивные игры. Как известно, при длительной однообразной мышечной деятельности, а также при возникновении тех или иных трудностей охранительное торможение, связанное с чувством усталости, развивается у детей и подростков раньше, чем у взрослых. Поэтому, как отмечалось выше, дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные нагрузки. Следовательно, в занятиях с ними одновременно с обучением спортивной технике должна проводиться работа по воспитанию быстроты и других физических качеств с использованием разнообразных средств (в том числе подвижных и спортивных игр) и методов тренировки. Методика проведения подвижных и спортивных игр обстоятельно изложена, например, в книге И. М. Короткова «Подвижные игры в занятиях спортом» (1971).
Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с. Гл. 5. Методика воспитания физических качеств у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации. — 1. Методика воспитания быстроты. — С. 109-117.
Что такое физические качества спортсмена
Физические качества – это врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
5 физических качеств спортсмена
В спорте важно уделять внимание развитию основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и гибкости. Для лучшего понимания ниже представлено определение каждого из качеств
Быстрота — это способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время. Скорость, требующая уже освоенности основных движений, лучше всего развивается в подвижных играх и эстафетах.
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий. Сила нарабатывается в общеразвивающих упражнениях с небольшим отягощением (набивной мяч, например) и в парных упражнениях, где нужно преодолевать разумное сопротивление партнера.
Ловкость — это комплекс способностей человека, который позволяет осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Это сложное качество, требующее координации и точности движений, развивается в основных видах активности — бег, работа с предметами и при выполнении упражнений в меняющихся условиях — спортивные игры и эстафеты.
Выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению во время продолжительной или интенсивной физической активности. Развитие выносливости требует большего количества повторений одних и тех же движений
Важно не переусердствовать, иначе у ребёнка пропадёт интерес к практике
Гибкость — это способность тела человека достигать наивысшей амплитуды движений в нужном направлении. Гибкость развивается при выполнении движений с большей амплитудой, чем в быту, но в анатомически допустимых пределах. При этом равновесие развивается при выполнении упражнений с уменьшением площади опоры (например, встать на носочки, на одну ногу) и на поднятых от земли предметах (скамейка, полусферы).
Двигательные способности
В современной литературе различают термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности».
Двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки.
К двигательным способностям относят:
- силовые
- скоростные
- скоростно-силовые
- двигательно-координационные способности
- общую и специфическую выносливость.
Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
- анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
- физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
- телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
- хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.