11 видов адаптированных видов спорта для инвалидов

Что такое адаптивная физкультура?

Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

Адаптивная физическая культура – это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Адаптированная физкультура для детей

Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна – с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура – неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.

В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.

Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.

В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе – важная задача целого государства и каждого из нас в частности.

Виды классификаций

В
адаптивном спорте используются два
вида классификации. В литературе
существует много названий этих видов.

Как
представляется автору этой главы,
наиболее точными по смыслу являются
следующие названия:

1)медицинская;

2)спортивно-функциональная.

Медицинская
классификация предусматривает
распределение лиц с ограниченными
возможностями здоровья на классы
(группы) или выде-ление в отдельный класс
(группу), исходя из наличия у них оставшихся
структурных и (или) функциональных
возможностей или, что по проце-дуре
выявления то же самое, исходя из степени
(тяжести) поражения.

Распределение
на классы или выделение в отдельный
класс, дающий основание для участия в
соревновательной деятельности по
конкретному виду адаптивного спорта
или их группе, осуществляется в медицинской
классификации именно по медицинским
критериям без учета специфики самой
спортивной деятельности. Отсюда и ее
название – медицинская.

В
паралимпийском движении используется
второй вид классифика-ции –
спортивно-функциональная, которая
предусматривает распреде-ление
спортсменов на классы, исходя из
особенностей конкретного вида адаптивного
спорта, специфики его соревновательной
деятельно-сти, но с учетом предшествующей
ей медицинской классификации. Дру-гими
словами, спортивно-функциональная
классификация, по суще-ству, формирует
классы спортсменов для участия в
состязаниях по кон-кретному виду
адаптивного спорта с опорой на показатели
медицинс-кой классификации. На
соревнованиях, проводящихся по программе
паралимпийского движения, в рамках
сформированных классов и будут разыграны
медали с фиксацией рекордов различного
уровня, осуще-ствлена процедура
ранжирования спортсменов от лучшего
(победите-ля) до худшего. Именно от этой
классификации, правильности опреде-ления
функциональных возможностей спортсмены
в том или ином виде соревновательной
деятельности будет зависеть результат
спортсмена, его ранг в классе и, вообще,
спортивные достижения и их социальная
оценка. Именно поэтому спортивно-функциональная
классификация в паралимпийских видах
спорта может быть названа основной, а
медицин-ская – дополнительной, или
вспомогательной.

Медицинскую
и спортивно-функциональную классификации,
ис-пользуемые в адаптивном спорте,
уместно сравнить с двумя видами
классификаций состояний человека,
разработанных Всемирной орга-низацией
здравоохранения. Это Международная
статистическая класси-фикация болезней
и проблем, связанных со здоровьем, 10-й
пересмотр (сокращенно Международная
классификация болезней 10-го пересмот-ра
– МКБ-10), определяющая этиологическую
структуру болезней (бо-лезнь, расстройство,
травма и т.п.), и Международная классификация
функционирования, ограничений
жизнедеятельности и здоровья (со-кращенно
Международная классификация
функционирования – МКФ), дающая
характеристику функционирования и
ограничений жизнедея-тельности, связанных
с изменениями здоровья.

Между
МКБ-10 и МКФ (так же, как и между медицинской
и спортивно-функциональной классификациями)
имеются частичные совпадения. Обе
классификации начинаются с систем
организма. Нарушения относятся к
структурам и функциям организма, которые
обычно яв-ляются составляющими «процесса
болезни», и в связи с этим исполь-зуются
в качестве факторов, формирующих
«болезнь», или иногда как причины для
обращения за медицинской помощью, в то
время как в МКФ они рассматриваются как
проблемы функций и структур орга-низма,
связанных с изменением здоровья.

Так,
например, у двух индивидов (спортсменов)
с одинаковым за-болеванием (повреждением)
могут быть различные уровни функцио-нирования
(различные спортивно-функциональные
классы, особенно в различных видах
спорта), и, наоборот, два индивида с
равным уров-нем функционирования
(одинаковым спортивно-функциональным
клас-сом) необязательно имеют одинаковые
изменения здоровья. Следова-тельно,
совместное использование классификаций
МКБ-10 и МКФ, равно как и медицинской, и
спортивно-функциональной, повышает
достоверность информации.

14.3.
Система организации и проведения
классификаций лиц, занимающихся
адаптивным спортом

Для
характеристики существующей системы
организации и проведения классификаций
в адаптивном спорте необходимо ответить
на два вопроса – кто определяет критерии
классификации и кто осуществляет эту
процедуру?

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:

  1. Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
  2. Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
  3. Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
  4. Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
  5. Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.

Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.

Коррекционные:

  • Активация процессов выздоровления;
  • Предупреждение развития осложнений;
  • Улучшение исходов болезни или травмы;
  • Снижение риска инвалидизации;
  • Возвращение пациенту трудоспособности.

Оздоровительные:

  • Укрепление здоровья;
  • Закаливание;
  • Формирование условий для нормального развития;
  • Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
  • Расширение компенсаторных способностей.

Образовательные:

  • Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
  • Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
  • Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
  • Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.

Воспитательные:

  • Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;Нормализация психического развития;
  • Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
  • Формирование целостной личности больного.

Методики

Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:

  • нарушение зрения;
  • нарушение интеллекта;
  • нарушение слуха;
  • нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.

Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

АФК включает 4 базовых компонента:

  1. Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
  2. Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
  3. Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
  4. Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.

Принципы адаптивной физической культуры

Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.

Социальные принципы:

  • Гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;
  • Социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;
  • Непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;
  • Приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.

Общие методические принципы:

  • Научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;
  • Наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;
  • Доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;
  • Прочность – длительное хранение полученной информации;
  • Сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;
  • Последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.

Специальные методические принципы:

  • Диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;
  • Индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;
  • Коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;
  • Компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;
  • Возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;
  • Адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.

Адаптивная гребля(пара-гребля)

Заниматься адаптивной греблей (пара-греблей) могут лица с поражением опорно-двигательного аппарата (спорт ПОДА), нарушением зрения, люди с нарушением интеллекта.

Наши спортсмены:Андреева НадеждаСидорцова ЮлияБорисов ЕвгенийБывальцев АлексейЖагот Валентина

Гребля – самый молодой вид паралимпийского спорта. Впервые соревнования по гребле проводились на Паралимпийских играх 2008 года в Пекине. Адаптивная гребля (паралимпийская гребля), или просто гребля – это вид спорта для атлетов, чьи физические возможности удовлетворяют критериям, которые установлены правилами. «Адаптивная» – это значит, что оборудование, используемое в этом виде спорта, «адаптировано» для спортсменов. В 2013 году на конгрессе Международной федерации гребли FISA в Копенгагене адаптивная гребля была официально переименована в «пара-греблю».

Основной регулирующий орган – Международная федерация гребли (FISA). В соревнованиях принимают участие как мужчины, так и женщины. Существует четыре классификации в зависимости от класса лодок: LTA4+, TA2x, AW1x и AM1x. Классы LTA4+ и TA2x – это смешанные (мужчины и женщины) лодки. Гонки проводятся на дистанциях свыше 1000 метров для всех четырех классов.

История:

Первые программы по адаптивной гребле начали разрабатываться в Австралии, Германии, Великобритании, Нидерландах и США в 1975 г. Показательные соревнования по адаптивной гребле были включены в программу Чемпионата мира по гребле в Нидерландах в 1993 г. После следующих показательных соревнований и четырех семинаров, посвященных адаптивной гребле, FISA окончательно представила этот вид спорта на уровне «чемпионата мира» на Чемпионате мира по гребле в Севилье, Испания, в 2002 г., где 38 атлетов соревновались в одиночном классе с парным веслом и в классе с рулевым. В дальнейшем этот вид развивался с четырьмя классами лодок на Чемпионате мира по гребле в Милане, Италия.

В 2004 г. на соревнованиях среди взрослых спортсменов и гребцов-юниоров в Баньолес, Испания, приняли участие 66 атлетов с ограниченными возможностями. В 2005 г. 42 спортсмена из десяти стран представляют адаптивную греблю, как отдельный вид на Чемпионатах мира по гребле.

Описание соревнований:

На сегодняшний день адаптивная гребля имеет четыре класса лодок, в зависимости от особенностей спортсменов.

Классы лодок:

1. LTA4+ (ноги, туловище и руки рулевой четыре) • Подвижное сиденье • Смешанная лодка (мужчины и женщины) 
2. TA2x (туловище и руки) • Неподвижное сиденье • Смешанная (мужчины и женщины) лодка 
3. AW1x (одна женщина, только руки) • Неподвижное сиденье • Женская лодка 
4. AM1x (один мужчина, только руки) • Неподвижное сиденье • Мужская лодка

Технологии и оборудование

Лодки для занятий адаптивной греблей оборудуются специальными сиденьями, которые изменяются в зависимости от особенностей атлета. На сегодняшний день можно назвать, пожалуй, только одно различие: в классе LTA4+ скользящее сиденье, а в других классах неподвижные сиденья. Класс TA 2x располагает сиденьями, которые обеспечивают удобную поддержку. Классы AW1x и AM1x оборудованы специальными сиденьями, поддерживающих прямое положение спины, для лиц с нарушенным равновесием в положении сидя (травмы позвоночника, церебральный паралич).

Это обеспечивает поддержку верхней части тела и сохраняет фиксированное положение. Лодки меньшего размера оборудованы вспомогательными плавучими понтонами, которые работают как стабилизаторы, обеспечивая боковое равновесие.

Пара-гребля – сезонный вид спорта, и в межсезонье основная функциональная подготовка закладывается благодаря тренировкам на гребных тренажёрах, имитирующих сопротивление воды. Также с помощью тренажёра концепта спортсмены с инвалидностью могут участвовать в соревнованиях Indoor rowing, соревнования проходят  в закрытых помещениях. Биомеханика движений на концепте практически такая же, но при этом отсутствуют такие факторы, осложняющие греблю, как волна, ветер и пр. Такие состязания позволяют атлетам совершенствовать свой технический уровень.

Сурдлимпийское движение

Инвалиды всего мира уже на протяжении одного столетия доказывают свою уникальность и активность, постоянно находятся в движении. Люди страдающие отсутствием слуха принимают участие в спортивных играх для глухих наравне с обычными спортсменами. Отличие этого вида Олимпийских игр заключается в том, что здесь применяются зрительные или световые сигналы.

История развития

Это движение возникло в 1888 г. в Германии, как спортивный клуб для глухих. Через три с половиной десятка лет Всемирные игры для глухих прошли в Париже. Соревнования проводились по велоспорту, стрельбе, плаванию, футболу и легкой атлетике. В это же время был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ).

Мировое признание

МОК официально признал МСКГ в 1955 году на основе олимпийских принципов и устава. Потребовалось два года на то, чтобы привести устав МСКГ в соответствие с олимпийским. Членами МСКГ являются федерации 90 государств.

Всемирные игры для глухих в 2001 году получили новое название — Сурдлимпийские игры (Сурдлимпиада или Дефлимпиада).

Что такое адаптивная физкультура?

Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

Адаптивная физическая культура — это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Адаптивный спорт

Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:

  1. Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
  3. Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.

В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.

Заключение

Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

заключение

Спорт — это одно из видов деятельности, которое нам нравится делать больше в повседневной жизни, независимо от того, есть у нас какая-то инвалидность или нет. Это помогает нам уклоняться и ясно и даже относиться к другим.

Для людей с ограниченными возможностями у спорта больше чувств, так как это способ преодоления и поиска новых целей для достижения.

Благодаря адаптированным видам спорта они также могут укрепить не только ваше тело, но и ваш разум. Поэтому наш долг — поддерживать этот вид спорта не только в школе, но и в других сферах жизни..

Наконец, мы хотели бы знать, какие виды спорта вы знаете??

ссылки

  1. де Минго, Дж. А. Г. (2004). Адаптированный спорт в школьной среде. Образование и будущее: журнал прикладных исследований и образовательный опыт, (10), 81-90.
  2. книга FEDDF. Мадрид: CSD, Испанская федерация высшего спорта Европы. Севилья: Вансюлен
  3. Эрнандес Васкес, J. (1993). Адаптированный спорт. Ваша личность и перспективы. Апунц Медицина «Esport (испанский)», 30 (116), 97-110.
  4. Jordán, O.R.C. (2006). Игра и спорт в школьной среде: учебные аспекты и практические действия. Министерство образования.
  5. Лагар, Дж. А. (2003). Спорт и Инвалидность Редактор испанского национального радио спорта, 1-16.
  6. Моя Куэвас Р. (2014). Адаптированный спорт Чеапат — Имсеро.
  7. Перес, J. (2012). Баскетбол в инвалидной коляске. Спортсмены без прилагательных: книга FEDDF, 303-353.
  8. Перес-Техеро, J., Бласко-Яго, М., Гонсалес-Лазаро, J., Гарсия-Эрнандес, J. J., Сото-Рей, J. & Coterón, J. (2013). Парациклинг: изучение интеграционных процессов на международном уровне / Парациклинг: изучение интеграционных процессов на международном уровне. Apunts. Educació Física i Esports, (111), 79.
  9. Рейна Р. (2010). Физическая активность и спорт адаптированы к космосу
  10. Zucchi, D.G. (2001). Спорт и инвалидность. Efdeportes Revista Digital, 7, 43.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector