11 видов адаптированных видов спорта для инвалидов
Содержание:
- Что такое адаптивная физкультура?
- Адаптированная физкультура для детей
- Виды классификаций
- Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
- Принципы адаптивной физической культуры
- Адаптивная гребля(пара-гребля)
- Сурдлимпийское движение
- Что такое адаптивная физкультура?
- Адаптивный спорт
- Заключение
- заключение
Что такое адаптивная физкультура?
Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.
Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.
Адаптивная физическая культура – это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.
Адаптированная физкультура для детей
Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна – с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура – неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.
В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.
Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.
В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе – важная задача целого государства и каждого из нас в частности.
Виды классификаций
В
адаптивном спорте используются два
вида классификации. В литературе
существует много названий этих видов.
Как
представляется автору этой главы,
наиболее точными по смыслу являются
следующие названия:
1)медицинская;
2)спортивно-функциональная.
Медицинская
классификация предусматривает
распределение лиц с ограниченными
возможностями здоровья на классы
(группы) или выде-ление в отдельный класс
(группу), исходя из наличия у них оставшихся
структурных и (или) функциональных
возможностей или, что по проце-дуре
выявления то же самое, исходя из степени
(тяжести) поражения.
Распределение
на классы или выделение в отдельный
класс, дающий основание для участия в
соревновательной деятельности по
конкретному виду адаптивного спорта
или их группе, осуществляется в медицинской
классификации именно по медицинским
критериям без учета специфики самой
спортивной деятельности. Отсюда и ее
название – медицинская.
В
паралимпийском движении используется
второй вид классифика-ции –
спортивно-функциональная, которая
предусматривает распреде-ление
спортсменов на классы, исходя из
особенностей конкретного вида адаптивного
спорта, специфики его соревновательной
деятельно-сти, но с учетом предшествующей
ей медицинской классификации. Дру-гими
словами, спортивно-функциональная
классификация, по суще-ству, формирует
классы спортсменов для участия в
состязаниях по кон-кретному виду
адаптивного спорта с опорой на показатели
медицинс-кой классификации. На
соревнованиях, проводящихся по программе
паралимпийского движения, в рамках
сформированных классов и будут разыграны
медали с фиксацией рекордов различного
уровня, осуще-ствлена процедура
ранжирования спортсменов от лучшего
(победите-ля) до худшего. Именно от этой
классификации, правильности опреде-ления
функциональных возможностей спортсмены
в том или ином виде соревновательной
деятельности будет зависеть результат
спортсмена, его ранг в классе и, вообще,
спортивные достижения и их социальная
оценка. Именно поэтому спортивно-функциональная
классификация в паралимпийских видах
спорта может быть названа основной, а
медицин-ская – дополнительной, или
вспомогательной.
Медицинскую
и спортивно-функциональную классификации,
ис-пользуемые в адаптивном спорте,
уместно сравнить с двумя видами
классификаций состояний человека,
разработанных Всемирной орга-низацией
здравоохранения. Это Международная
статистическая класси-фикация болезней
и проблем, связанных со здоровьем, 10-й
пересмотр (сокращенно Международная
классификация болезней 10-го пересмот-ра
– МКБ-10), определяющая этиологическую
структуру болезней (бо-лезнь, расстройство,
травма и т.п.), и Международная классификация
функционирования, ограничений
жизнедеятельности и здоровья (со-кращенно
Международная классификация
функционирования – МКФ), дающая
характеристику функционирования и
ограничений жизнедея-тельности, связанных
с изменениями здоровья.
Между
МКБ-10 и МКФ (так же, как и между медицинской
и спортивно-функциональной классификациями)
имеются частичные совпадения. Обе
классификации начинаются с систем
организма. Нарушения относятся к
структурам и функциям организма, которые
обычно яв-ляются составляющими «процесса
болезни», и в связи с этим исполь-зуются
в качестве факторов, формирующих
«болезнь», или иногда как причины для
обращения за медицинской помощью, в то
время как в МКФ они рассматриваются как
проблемы функций и структур орга-низма,
связанных с изменением здоровья.
Так,
например, у двух индивидов (спортсменов)
с одинаковым за-болеванием (повреждением)
могут быть различные уровни функцио-нирования
(различные спортивно-функциональные
классы, особенно в различных видах
спорта), и, наоборот, два индивида с
равным уров-нем функционирования
(одинаковым спортивно-функциональным
клас-сом) необязательно имеют одинаковые
изменения здоровья. Следова-тельно,
совместное использование классификаций
МКБ-10 и МКФ, равно как и медицинской, и
спортивно-функциональной, повышает
достоверность информации.
14.3.
Система организации и проведения
классификаций лиц, занимающихся
адаптивным спортом
Для
характеристики существующей системы
организации и проведения классификаций
в адаптивном спорте необходимо ответить
на два вопроса – кто определяет критерии
классификации и кто осуществляет эту
процедуру?
Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:
- Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
- Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
- Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
- Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
- Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
Коррекционные:
- Активация процессов выздоровления;
- Предупреждение развития осложнений;
- Улучшение исходов болезни или травмы;
- Снижение риска инвалидизации;
- Возвращение пациенту трудоспособности.
Оздоровительные:
- Укрепление здоровья;
- Закаливание;
- Формирование условий для нормального развития;
- Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
- Расширение компенсаторных способностей.
Образовательные:
- Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
- Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
- Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
- Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.
Воспитательные:
- Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;Нормализация психического развития;
- Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
- Формирование целостной личности больного.
Методики
Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:
- нарушение зрения;
- нарушение интеллекта;
- нарушение слуха;
- нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.
Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
АФК включает 4 базовых компонента:
- Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
- Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
- Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
- Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.
Принципы адаптивной физической культуры
Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.
Социальные принципы:
- Гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;
- Социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;
- Непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;
- Приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.
Общие методические принципы:
- Научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;
- Наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;
- Доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;
- Прочность – длительное хранение полученной информации;
- Сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;
- Последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.
Специальные методические принципы:
- Диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;
- Индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;
- Коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;
- Компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;
- Возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;
- Адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.
Адаптивная гребля(пара-гребля)
Заниматься адаптивной греблей (пара-греблей) могут лица с поражением опорно-двигательного аппарата (спорт ПОДА), нарушением зрения, люди с нарушением интеллекта.
Наши спортсмены:Андреева НадеждаСидорцова ЮлияБорисов ЕвгенийБывальцев АлексейЖагот Валентина
Гребля – самый молодой вид паралимпийского спорта. Впервые соревнования по гребле проводились на Паралимпийских играх 2008 года в Пекине. Адаптивная гребля (паралимпийская гребля), или просто гребля – это вид спорта для атлетов, чьи физические возможности удовлетворяют критериям, которые установлены правилами. «Адаптивная» – это значит, что оборудование, используемое в этом виде спорта, «адаптировано» для спортсменов. В 2013 году на конгрессе Международной федерации гребли FISA в Копенгагене адаптивная гребля была официально переименована в «пара-греблю».
Основной регулирующий орган – Международная федерация гребли (FISA). В соревнованиях принимают участие как мужчины, так и женщины. Существует четыре классификации в зависимости от класса лодок: LTA4+, TA2x, AW1x и AM1x. Классы LTA4+ и TA2x – это смешанные (мужчины и женщины) лодки. Гонки проводятся на дистанциях свыше 1000 метров для всех четырех классов.
История:
Первые программы по адаптивной гребле начали разрабатываться в Австралии, Германии, Великобритании, Нидерландах и США в 1975 г. Показательные соревнования по адаптивной гребле были включены в программу Чемпионата мира по гребле в Нидерландах в 1993 г. После следующих показательных соревнований и четырех семинаров, посвященных адаптивной гребле, FISA окончательно представила этот вид спорта на уровне «чемпионата мира» на Чемпионате мира по гребле в Севилье, Испания, в 2002 г., где 38 атлетов соревновались в одиночном классе с парным веслом и в классе с рулевым. В дальнейшем этот вид развивался с четырьмя классами лодок на Чемпионате мира по гребле в Милане, Италия.
В 2004 г. на соревнованиях среди взрослых спортсменов и гребцов-юниоров в Баньолес, Испания, приняли участие 66 атлетов с ограниченными возможностями. В 2005 г. 42 спортсмена из десяти стран представляют адаптивную греблю, как отдельный вид на Чемпионатах мира по гребле.
Описание соревнований:
На сегодняшний день адаптивная гребля имеет четыре класса лодок, в зависимости от особенностей спортсменов.
Классы лодок:
1. LTA4+ (ноги, туловище и руки рулевой четыре) • Подвижное сиденье • Смешанная лодка (мужчины и женщины)
2. TA2x (туловище и руки) • Неподвижное сиденье • Смешанная (мужчины и женщины) лодка
3. AW1x (одна женщина, только руки) • Неподвижное сиденье • Женская лодка
4. AM1x (один мужчина, только руки) • Неподвижное сиденье • Мужская лодка
Технологии и оборудование
Лодки для занятий адаптивной греблей оборудуются специальными сиденьями, которые изменяются в зависимости от особенностей атлета. На сегодняшний день можно назвать, пожалуй, только одно различие: в классе LTA4+ скользящее сиденье, а в других классах неподвижные сиденья. Класс TA 2x располагает сиденьями, которые обеспечивают удобную поддержку. Классы AW1x и AM1x оборудованы специальными сиденьями, поддерживающих прямое положение спины, для лиц с нарушенным равновесием в положении сидя (травмы позвоночника, церебральный паралич).
Это обеспечивает поддержку верхней части тела и сохраняет фиксированное положение. Лодки меньшего размера оборудованы вспомогательными плавучими понтонами, которые работают как стабилизаторы, обеспечивая боковое равновесие.
Пара-гребля – сезонный вид спорта, и в межсезонье основная функциональная подготовка закладывается благодаря тренировкам на гребных тренажёрах, имитирующих сопротивление воды. Также с помощью тренажёра концепта спортсмены с инвалидностью могут участвовать в соревнованиях Indoor rowing, соревнования проходят в закрытых помещениях. Биомеханика движений на концепте практически такая же, но при этом отсутствуют такие факторы, осложняющие греблю, как волна, ветер и пр. Такие состязания позволяют атлетам совершенствовать свой технический уровень.
Сурдлимпийское движение
Инвалиды всего мира уже на протяжении одного столетия доказывают свою уникальность и активность, постоянно находятся в движении. Люди страдающие отсутствием слуха принимают участие в спортивных играх для глухих наравне с обычными спортсменами. Отличие этого вида Олимпийских игр заключается в том, что здесь применяются зрительные или световые сигналы.
История развития
Это движение возникло в 1888 г. в Германии, как спортивный клуб для глухих. Через три с половиной десятка лет Всемирные игры для глухих прошли в Париже. Соревнования проводились по велоспорту, стрельбе, плаванию, футболу и легкой атлетике. В это же время был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ).
Мировое признание
МОК официально признал МСКГ в 1955 году на основе олимпийских принципов и устава. Потребовалось два года на то, чтобы привести устав МСКГ в соответствие с олимпийским. Членами МСКГ являются федерации 90 государств.
Всемирные игры для глухих в 2001 году получили новое название — Сурдлимпийские игры (Сурдлимпиада или Дефлимпиада).
Что такое адаптивная физкультура?
Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.
Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.
Адаптивная физическая культура — это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.
Адаптивный спорт
Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:
- Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
- Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
- Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.
В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.
Заключение
Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
заключение
Спорт — это одно из видов деятельности, которое нам нравится делать больше в повседневной жизни, независимо от того, есть у нас какая-то инвалидность или нет. Это помогает нам уклоняться и ясно и даже относиться к другим.
Для людей с ограниченными возможностями у спорта больше чувств, так как это способ преодоления и поиска новых целей для достижения.
Благодаря адаптированным видам спорта они также могут укрепить не только ваше тело, но и ваш разум. Поэтому наш долг — поддерживать этот вид спорта не только в школе, но и в других сферах жизни..
Наконец, мы хотели бы знать, какие виды спорта вы знаете??
ссылки
- де Минго, Дж. А. Г. (2004). Адаптированный спорт в школьной среде. Образование и будущее: журнал прикладных исследований и образовательный опыт, (10), 81-90.
- книга FEDDF. Мадрид: CSD, Испанская федерация высшего спорта Европы. Севилья: Вансюлен
- Эрнандес Васкес, J. (1993). Адаптированный спорт. Ваша личность и перспективы. Апунц Медицина «Esport (испанский)», 30 (116), 97-110.
- Jordán, O.R.C. (2006). Игра и спорт в школьной среде: учебные аспекты и практические действия. Министерство образования.
- Лагар, Дж. А. (2003). Спорт и Инвалидность Редактор испанского национального радио спорта, 1-16.
- Моя Куэвас Р. (2014). Адаптированный спорт Чеапат — Имсеро.
- Перес, J. (2012). Баскетбол в инвалидной коляске. Спортсмены без прилагательных: книга FEDDF, 303-353.
- Перес-Техеро, J., Бласко-Яго, М., Гонсалес-Лазаро, J., Гарсия-Эрнандес, J. J., Сото-Рей, J. & Coterón, J. (2013). Парациклинг: изучение интеграционных процессов на международном уровне / Парациклинг: изучение интеграционных процессов на международном уровне. Apunts. Educació Física i Esports, (111), 79.
- Рейна Р. (2010). Физическая активность и спорт адаптированы к космосу
- Zucchi, D.G. (2001). Спорт и инвалидность. Efdeportes Revista Digital, 7, 43.