Прыжок в длину с места. упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата. статья по физкультуре на тему
Содержание:
Секция легкой атлетики
В каждой стране, регионе, городе и даже селе есть секции для занятий легкой атлетикой. Чтобы записаться в такую школу не требуется ничего особенного. Главное желание ваше или вашего ребенка.
Следует обратить внимание на состояние здоровья и наличие противопоказаний. Заболевания сердечнососудистой системы, позвоночника, травмы головы, туберкулез, хронические заболевания печени и почек не позволяют заниматься никаким видом спорта
Кроме того, острая фаза гриппа, простуды также является препятствием для занятий. Ушибы и травмы конечностей могут напоминать о себе, если не прекратить тренировки или же неаккуратно себя вести.
4-й класс
Упражнения в ходьбе
Ходьба с различными движениями рук
(прямыми, согнутыми в локтях; в такт или не в такт
движениям ног; с одноименными/разноименными
движениями ног и рук, с вращательными движениями
одновременно обеих рук вперед или назад либо с
одновременным вращением одной руки вперед,
другой – назад и т.д.). Ходьба приставными,
перекрестными шагами по предметам (набивным
мячам, кубам), расположенным относительно друг
друга равномерно или неравномерно по
прямой/ломаной линии в соответствии с
определенным рисунком (комбинацией).
Упражнения в беге
Бег с ускорением до 60 м; медленный
дозированный бег на дистанции 500–3000 м
(равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на
уменьшенной опоре; семенящий бег. Низкий старт,
стартовое ускорение. Финиширование (набегание).
Стартовое ускорение с места и с предварительного
движения.
Повторный бег с максимальной
скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся
или уменьшающимся интервалом отдыха). Бег на
развитие скоростной выносливости (на дистанцию
100–300 м).
Прыжки
Прыжки толчком двух ног и с
приземлением на две ноги (на резиновых ковриках)
по ориентирам в комбинациях (длина прыжков –
50–100 см): схема прыжковых комбинаций – как в 3-м
классе; перепрыгивание через скамейку толчком
двух ног, одной ноги с поворотом на 270° и 360°,
прыжки способом «перешагивание» (скамейка сбоку)
с доставанием маховой ногой ориентира
(подвязанного мяча, кегли, мешочка и т.д.); прыжки
способом «перешагивание» (скамейка спереди) с
доставанием рукой ориентира.
Прыжки через легкоатлетические
барьеры в беге; прыжки на двух ногах с
подтягиванием коленей к груди в продвижении
вперед. Выполнение прыжков в длину на
определенном отрезке («покрыть» расстояние
наименьшим количеством прыжков). Опорные прыжки
напрыгиванием и отталкиванием от
гимнастического мостика через козла способом
«ноги врозь», согнув колени, наскок на возвышение
на колени в упор присев. Прыжки в длину способом
«согнув ноги»; выполнение прыжковых упражнений в
режиме «партнерства»: одновременное синхронное
выполнение подскоков, прыжков с места с
продвижением вперед, прыжков с разбега; в режиме
«соперничества»: выполнение прыжковых
упражнений в форме игровых заданий друг другу на
точность исполнения (по способу выполнения
прыжка, на расстояние полета: в высоту/в длину, на
равновесие в удержании позы при приземлении, по
комбинации прыжков и т.д.).
Броски и метание
Броски набивных мячей в высоком темпе
из разных и.п. и различными способами (в серии –
не менее 5 бросков).
Метание малого мяча из-за головы в
заданные сегменты (отрезки) сектора метания (3–5
серий по 10 бросков с чередованием отрезков
метания мяча).
Подвижные игры и задания
Игры: «Пятнашки в парах (тройках)»,
«Подвижная цель», «Не давай мяч водящему!»,
«Захвати знамя!» и др.
Игры с бросками мяча: «Не давай мяч
водящему!» (участники, стоя в кругу,
перебрасывают друг другу мяч любым способом в
произвольном порядке; водящий в центре круга
старается перехватить передачу мяча).
Игры с использованием бега (командные):
«Захвати знамя!» (на площадке для двух команд
размечаются ее половины. Одна половина площадки
для команды – «своя», а другая – «чужая».
Количество играющих напрямую зависит от
размеров самой площадки. На дальней границе
«чужой» половины площадки стоит знамя, которое
участники другой команды должны захватить и
перенести на «свою» половину так, чтобы соперник
на «чужой» половине не смог задеть его рукой.
Каждая удачная попытка перенести знамя
соперника на «свою» половину приносит зачетное
очко команде); «Пятнашки в парах (тройках)»
(простые «Пятнашки», но с использованием уже
командной тактики действий водящих в парах и
тройках, требующие умения предварительно
договариваться и предельно четко согласовывать
свои действия в быстро меняющихся игровых
ситуациях).
Игровые задания: «Подвижная цель»
(броски малого мяча в передвигающиеся объекты.
Ими могут быть мячи, которые перекатываются в
разных направлениях и на разном расстоянии от
бросающего мяч: например, мячи перекатываются
навстречу бросающему игроку или от него, а также
в других направлениях на некотором расстоянии от
бросающего), а также другие объекты, в том числе и
сами ученики – участники игры, которые,
используя беговые и прыжковые упражнения,
стремятся увернуться от мяча).
Более подробное описание игр дано в
брошюре «Освоение сложноорганизованного
пространства».
Владимир ВЫСОЦКИЙ,
г. Красноярск
Фото Л. Ларионовой
Специальные беговые упражнения: что это и как их делать?
Выпрыгивания с ноги на ногу и эти же выпрыгивания с круговыми движениями рук
В первом варианте: верхний плечевой пояс не зажат, руки расслаблены, работают в противовес ногам. Подскакиваем то на одной ноге, то на другой.
Во втором варианте: выполняйте все то же самое, но добавьте работу рук. Кроме проработки мышц ног, разрабатываем плечевой сустав и мышцы спины.
Бег боком приставными шагами
При боковом отталкивании работает еще больше мышц стопы. Не приземляясь на пятки, мы активнее заряжаем стопу, прорабатываем икроножную и камбаловидную мышцы.
Руки работают по направлению к себе и от себя, один прыжок — одна смена рук.
Бег с захлестом голени
В этом упражнении работают стопа и икроножные и мышцы задней поверхности бедра, а именно сгибатели бедра.
Выполняйте упражнение быстро и приземляйтесь на переднюю часть стопы. Туловище, как в беге, слегка наклонено вперед, руки подвижны.
Бег с высоким подниманием бедра
Упражнение максимально приближено к бегу, позволяет прочувствовать приземление стопы. Развивает мышцы передней поверхности бедра и икроножные.
Руки работают как в беге. Не отклоняйте корпус назад, спина ровная, стопа сокращена на себя. Выполняйте быстро и приземляйтесь на переднюю часть стопы.
Бег на прямых ногах («колесо»)
Приземляйтесь на упругую стопу, ни в коем случае не на расслабленную. Руки работают как при беге, корпус держим прямо. Высота поднятия ног зависит от задачи: чем выше поднимаем ногу, тем сильнее отрабатывается отталкивание и задействуется подвздошно-поясничная мышца — чем ниже ставим, тем больше упор на стопу и приземление.
«Велосипед»
Распространенная ошибка — наклон спины назад. Как только спина уходит назад, напрягается поясничный отдел.
Приземляйтесь на середину стопы. Чем чаще мы увеличиваем силу отталкивания от поверхности, тем быстрее становимся выносливее и сильнее в беге.
«Мельница»
Упражнение на координацию и баланс. В «мельнице» задействованы спина, особенно поясничный отдел, а также икроножная и камбаловидная мышцы.
Делайте приставные шаги ногами в наклоне, подбивая одной ногой другую и подскакивая для перемещения. Руки работают поочередно, один прыжок — один мах руками. Ноги ставим на середины стоп, чтобы дополнительно их проработать.
Многоскоки («олений бег»)
Важно, чтобы обе ноги отталкивались от земли. Передняя нога сгибается к животу (работают подвздошно-поясничный и нижний отделы пресса), угол в колене 90 градусов, задняя нога прямая
Руки работают как в беге, но чуть шире и дальше от корпуса.
Старайтесь каждый раз прыгнуть как можно дальше. Представьте, что прыгаете через большую яму. Сохраняйте координацию и баланс во всем теле.
«Олений бег» делится на два типа: первый — бег, основанный на выталкивании вверх за счет стопы. Такие многоскоки подходят тем, кому важна сила выталкивания от поверхности (прыжки в высоту, баскетбол, волейбол); второй — бег, основанный на выталкивании вперед, опять же за счет силы стопы (для бегунов и спринтеров).
Фото: Дмитрий Поспелов, pospeloff.com.
Методические рекомендации
В скоростно-силовой подготовке необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями (В. А. Креер, В. Б. Попов; 1986):
1
При выполнении упражнений необходимо следить за техникой, рисунком движения и ритмом, обращать внимание на амплитуду, угловые значения и на время проявления максимальных мышечных усилий
2. Наибольший эффект в развитии скоростно-силовых качеств достигается выполнением упражнений с концентрацией волевых усилий на взрывном характере их проявления.
3. Целесообразно в большинстве специальных упражнений направленно и избирательно воздействовать на определенные мышечные группы (обслуживающие стопу, голеностопный, коленный и тазобедренный суставы, мышцы спины и брюшного пресса).
4. В упражнениях необходимо использовать силу предварительно растянутых мышц, их эластичность, постоянно совершенствовать рефлекс на растягивание, выполнять упражнения в режимах упругих пружинистых покачиваний, в прыжковых упражнениях акцентировать проявление взрывных усилий в самом начале движения или при смене направления движения. Чем быстрее выполняется смена направления движения, переход от сгибания к разгибанию, тем больше проявляется воздействие упражнений на опорно-двигательный аппарат спортсмена.
5. Малые отягощения (пояс, жилет 0,25—1% от веса спортсмена) следует применять в беге, прыжках или специальных беговых и прыжковых упражнениях, чередуя с выполнением без отягощений.
6. Число повторений в одном подходе не должно превышать 20—25 в прыжковых упражнениях, 10—15 в упражнениях с применением малых отягощений, 3—5 в упражнениях со средними отягощениями, 1—2 в упражнениях с большими и максимальными отягощениями.
7. При многократном повторении упражнений темп должен увеличиваться постепенно (до максимально быстрых движений). Необходим контроль за проявлением усилий и свободой движений. Натуживание и напряжение недопустимы.
8. Нагрузка в силовой подготовке по неделям должна постепенно возрастать как по объему (большее число повторений), так и по интенсивности (увеличение веса отягощений или быстроты выполнения упражнений). Ведущим фактором является увеличение веса отягощения (на 2—3%) через 1—2 микроцикла.
Плюсы СБУ
Укрепление ног и улучшение техники бега — не единственные плюсы специальных упражнений. В целом СБУ положительно влияет на:
- верхнюю часть тела;
- компактный бег;
- расслабление при беге;
- координацию и ритм.
В СБУ улучшена не только техника ног, но и рук. Во время работы СБУ легче держать руки под контролем, чем при беге. Правильная осанка также выполняется, если спортсмен не наклоняется во время тренировки. Глядя только вперед, голова не откинута назад и не наклонена. СБУ укрепляет мышцы спины.
Если периодически выполнять рекомендации «специалистов», можно заметить, что все части тела будут работать и находиться в правильном положении во время бега.
Бег многих спортсменов можно назвать вялым, шатким. Некоторые покачиваются из стороны в сторону, а некоторые силь разбрасывают руки и ноги. СБУ способствует тому, чтобы бег стал медленнее, а значит красивее.
При выполнении СБУ руки, плечи должны быть в правильном положении, но не вытянуты. Иначе эти моменты будут перенесены на пробег.
И, наконец, самое главное, это координация. Многие новички страдают от ее отсутствия. Без этого изображение не будет работать должным образом, чтобы поставить ногу, работать руками, и в целом картинка и экономный бег не будут работать. Вероятность получения травмы увеличивается.
Крупнейшие соревнования
Безусловно, мечта каждого атлета – это поездка на Олимпийские игры, к которым исторически и восходит лёгкая атлетика. Легкоатлетические состязания включены в программу летних Игр.
Таймкод: 0:42-0:46. Техника прыжка, которая принесла золото канадскому атлету
Что же касается чемпионата мира по лёгкой атлетике, он бывает как летним, так и зимним. Летний проходит по нечётным годам раз в два года на стадионе, а зимний – по чётным годам раз в два года в помещении – в манеже.
Среди других заметных соревнований надо назвать чемпионат мира в беге по пересечённой местности и чемпионат мира по полумарафону. Сегодня два этих беговых вида обладают высокой популярностью, но не входят в программу ни Игр, ни общего чемпионата мира.
Для юниоров, юношей и девушек, раз в два года также организовывается чемпионат мира, а у ходоков есть свой Кубок мира.
Всё вышеперечисленное – некоммерческие старты. Но в лёгкой атлетике есть и коммерческие соревнования, в которых на первый план выходит зрелищность и динамизм. Поэтому, например, на коммерческом старте в беговых дисциплинах допускаются пейсмейкеры, что делает забег более быстрым и увеличивает вероятность установления какого-либо рекорда: мирового, континентального, национального.
Безусловно, самым авторитетным и популярным соревнованием является Бриллиантовая лига. Там представлено больше беговых видов, однако свои отдельные циклы состязаний есть и у технических дисциплин:
- Вызов ИААФ по многоборью. Семиборье для женщин, десятиборье для мужчин. Победитель определятся по очкам, которые набираются за три состязания.
- Вызов ИААФ в метании молота. Эта серия проводится с 2010 года. Здесь победителем становится тот, кто показал три лучшие попытки за сезон.
Бриллиантовая лига. Главные моменты Монако 2020
Сегодня Россия относится к лидерам легкоатлетического мира, хотя отечественные атлеты и не допущены к международным стартам из-за допингового скандала. Среди других стран, чьи флаги постоянно мелькают на первых строчках протоколов: США, Кения, Германия, Норвегия, Эфиопия.
Как видите, одним бегом лёгкая атлетика не ограничивается, однако, безусловно, бег – это её основа, как и основа большинства легкоатлетических дисциплин. Например, прежде чем сделать тот же прыжок с шестом, атлет разбегается.
Может быть, другие составные элементы лёгкой атлетики недоступны в качестве простого хобби, но тем невероятнее выглядят достижения спортсменов, которые выбрали этот вид и добились в нём успеха вопреки всем сложностям.
Читайте далее: Марафонский бег: какую дистанцию и за сколько пробегают современные марафонцы
Что относится к лёгкой атлетике
Многообразные дисциплины можно разделить на беговые, технические, ходьбу и многоборья. Каждый из этих видов делится ещё на множество подвидов. В программе Олимпийских игр лёгкая атлетика – самая медалеёмкая участница.
Ямайский спортсмен забирает олимпийское золото в беге на 100 м с барьерами
На крупнейших соревнованиях, таких как чемпионаты мира, Европы, Олимпиада, мужчины соревнуются в 24 видах лёгкой атлетики, а женщины – в 23 (в женском списке нет спортивной ходьбы на 50 км).
Беговые дисциплины
Бег, пожалуй, занимает главенствующую позицию в лёгкой атлетике. Вероятно, этому поспособствовала его доступность и понятность широким кругам населения. Беговые виды делятся на подвиды в зависимости от дистанции, времени и места проведения:
- спринт (60 м, 100 м, 200 м и 400 м)
- бег на средние дистанции (800-3000 м, бег на 3000 м с препятствиями)
- бег на длинные дистанции (от 3000 м и более)
- часовой бег
- бег по шоссе (от 5 до 100 км, в том числе суточный бег)
- кросс (от 4 до 12 км)
- барьерный бег (60 м, 100 м, 110 м, 400 м)
- эстафета (4×100, 4×200, 4×400, 4×800, 4×1500 м, экиден).
Благодаря любительскому движению, сейчас приобретают массовость горный бег, трейлраннинг и ультрамарафоны. Эти беговые виды не значатся в программе Олимпиады и чемпионата мира, но имеют свои автономные международные встречи.
Спортивная ходьба
Спортивную ходьбу многое роднит с бегом: дорожка стадиона и шоссе, дистанции. Но отличает то, что в ходьбе должен быть постоянный контакт ноги с землёй, и судьи оценивают технику ходоков. Несоблюдение технических правил влечёт за собой дисквалификацию.
На дорожке стадиона проводятся соревнования на 10 000, 20 000, 30 000 и даже 50 000 м, в помещении ходоки соревнуются на 3000 и 5000 м, а на шоссе выявляют сильнейших на дистанциях 20 и 50 км.
Спортивная ходьба на дистанции 20 км в женском зачёте на Олимпиаде в Рио
Технические виды
Среди технических видов в лёгкой атлетике – всем известные со школьной скамьи прыжок в длину, метание диска, прыжок в высоту.
Технические дисциплины разделяют на три группы:
- вертикальные прыжки: прыжок с шестом, прыжок в высоту;
- горизонтальные прыжки: тройной прыжок, прыжок в длину;
- метания: метание диска, метание молота, метание копья, толкание ядра.
Все эти виды в полном составе включены в программу Олимпиады с 1908 года.
В технических состязаниях атлетам даются попытки на выполнение, и победителем становится тот, кто достигнет самого высокого результата в финале.
Многоборья
Из названия этого вида спорта понятно, что речь идёт о совокупности легкоатлетических дисциплин. В данном случае никакого нового вида спорта не придумано: спортсмены просто соревнуются в различных видах лёгкой атлетики. Совмещение бега и технических видов – прыжков, толкания, метания – позволяет выявить самого разностороннего атлета.
Многоборья, в которых официально фиксируются мировые рекорды, проводятся и зимой, и летом.
Летний сезон
- Десятиборье (мужчины): спринт 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, спринт 400 м, бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег на 1500 м.
- Семиборье (женщины): бег на 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, спринт 200 м, прыжок в длину, метание копья, бег на 800 м.
Зимний сезон
- Семиборье (мужчины): спринт 60 м, прыжок в длину, бег на 60 м с барьерами, толкание ядра, прыжок в высоту, прыжок с шестом, бег на 1000 м.
- Пятиборье (женщины): бег на 60 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, прыжок в длину, бег на 800 м.
Отметим, что в легкоатлетическом многоборье от спортсмена не требуется выполнять упражнения нон-стоп. Продолжительность выступления в видах составляет два дня.
Типовая схема обучения
При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме, состоящей из трех этапов:
I этап. Задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.
Средства:
- Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения;
- Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований;
- Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.
II этап. Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Средства:
- Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида.
- Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики.
- Ознакомление с особенностями выполнения упражнения каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.
III этап. Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.
Средства:
- Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований
- Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений
- Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.
Этапы обучения тесно взаимосвязаны и определяют лишь направленность в решении тех или иных задач процесса обучения легкоатлетическим упражнениям.
Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег, которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики.
Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем следует переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.д. Далее можно изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами, препятствиями.
Обучение технике легкоатлетических прыжков можно начинать с прыжка в высоту, который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков — тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня специальной подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.
При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого можно переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.
Читать далее
← Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы | Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений → |
Полет
После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, где все движения подчинены сохранению равновесия и созданию оптимальных условий для приземления. Отталкивание придает ОЦМ траекторию движения, определяющуюся величиной начальной скорости вылета тела прыгуна, углом вылета и высотой вылета. Ведущие прыгуны мира достигают начальной скорости примерно 9,4—9,8 м/с. Высота подъема ОЦМ равняется примерно 50 — 70 см. Условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части: 1) взлет, 2) горизонтальное движение вперед и 3) подготовка к приземлению.
Взлет во всех способах прыжков в основном одинаков. Он представляет собой полет в шаге. После отталкивания толчковая нога некоторое время остается сзади почти прямая, маховая нога согнута в тазобедренном суставе до уровня горизонта, голень согнута в коленном суставе под прямым углом с бедром маховой ноги. Туловище слегка наклонено вперед. Рука, противоположная маховой ноге, слегка согнута в локтевом суставе и находится впереди на уровне головы, другая рука полусогнутая отведена назад. Голова держится ровно, плечи расслаблены. Противоположные движения рук и ног с довольно широкой амплитудой и свободой движений компенсируют вращательный момент вокруг вертикальной оси тела после завершения отталкивания. Далее выполняются движения, соответствующие стилю избранного прыжка.
Полетная фаза прыжка «согнув ноги» наиболее простая, как в исполнении, так и в изучении техники. После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад для поддержания равновесия, а также для снятия излишнего напряжения мышц брюшного пресса и передней поверхности бедер, которые удерживают ноги на весу. Руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются вверх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз движением вперед—вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленных суставах. Прыгун принимает положение для приземления.
Прыжок способом «прогнувшись» более сложен и требует определенной координации движений в полете. После взлета и полета в шаге маховая нога опускается вниз—назад к толчковой ноге. Впереди находящаяся рука опускается вниз, присоединяясь к другой руке; руки выпрямляются в локтевых суставах; затем, двигаясь назад, поднимаются вверх. Прыгун оказывается в прогнутом положении и как бы выдерживает паузу, преодолевая в этом положении чуть меньше половины полетной фазы. После обе ноги идут вперед, сгибаясь в тазобедренном и коленном суставах, плечи наклоняются несколько вперед, руки опускаются вперед—вниз. В заключительной части полета ноги выпрямляются в коленных суставах, руки отводятся назад. Прыгун принимает положение для приземления.
Самый сложный и наиболее эффективный по технике — прыжок в длину способом «ножницы». Эффективность его проявляется за счет сохранения координирующей структуры бегового шага в переходе от разбега к отталкиванию и в движениях в полете. Более точное название этого способа «бег по воздуху», так как прыгун в полете выполняет 2,5 — 3,5 шага.
Из положения шага в полете (первый шаг) маховая нога выпрямляясь опускается вниз—назад, толчковая нога выводится вперед. Продолжая движение, маховая нога двигается назад, сгибается в коленном суставе, а толчковая нога выносится бедром вперед, согнутая в коленном суставе (второй шаг). После этого маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед, присоединяясь к толчковой ноге. После обе ноги выпрямляются в коленных суставах, принимая положение перед приземлением. Руки выполняют круговые движения, через стороны. Когда маховая нога опускается вниз, разноименная рука опускается вниз, а другая рука поднимается вверх. Когда толчковая нога выносится вперед, разноименная рука также выводится вперед, а другая рука назад. При подтягивании маховой ноги к толчковой ноге руки опускается вниз и перед приземлением отводятся назад.
Комплекс № 2
Главная задача основной части учебно-тренировочного занятия — развитие скорости бега.
Подготовительная часть — 20-25 мин.
Бег в медленном темпе 800-1000 м. После бега — ходьба 100 м, во время которой выполняют дыхательные упражнения.
Общеразвивающие упражнения:
- И.п. — основная стойка. Наклоны головы вперед, назад, в стороны. Повторить 6-8 раз каждое упражнение. Выполнять свободно, добиваясь полной амплитуды.
- И.п. — руки согнуты, рывки руками назад. Повторить 10-12 раз. Рывковые движения начинать с небольших покачиваний (малой амплитуды), постепенно увеличивая амплитуду и скорость движения.
- И.п. — основная стойка. Встречные махи прямыми руками, кисти в кулак. Махи заканчивать рывками. Повторить 10-12 раз. Следить за осанкой, живот не выпячивать.
- И.п. — стойка ноги врозь. Движение тазом влево и вправо, круговые движения. Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Во время выполнения упражнения плечи должны быть неподвижны, руки в различных положениях (на поясе, опущены вниз).
- И.п. — стойка ноги врозь. Медленный наклон вправо. И. п. Наклон влево. И. п. Во время наклонов руки скользят вдоль тела. Повторить 10-12 раз в каждую сторону. Туловище вперед не наклонять. Добиваться полной амплитуды.
- Свободная пробежка 20-30 м.
- И.п. — ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища влево, руки в стороны. И.п. Наклоны вперед, руками коснуться пола. И.п. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Ноги в коленях не сгибать.
- И.п. — ноги врозь, руки на пояс. Наклоняясь вперед, коснуться руками пола, не сгибая ног. И.п. Повторить 8-10 раз.
- И.п. — основная стойка. Медленный наклон туловища вперед-вниз к ногам с захватом за голеностопные суставы. Притянуть туловище к ногам (удержать 5-7 с) и медленно выпрямиться. Повторить 6-8 раз.
- Свободная пробежка 20-30 м.
- И.п. — нога (левая или правая), согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежит голенью на барьере (гимнастической стенке), другая стоит на полу. Пружинистые наклоны туловища к опорной ноге. При наклонах туловища опорная нога слегка сгибается в коленном суставе. После 3-4 наклонов выпрямить туловище. Темп средний, повторить 5-6 раз на каждую ногу.
- И.п. — стоя на одной ноге, вращение стопы другой ноги (носок касается дорожки). Повторить 10-12 раз каждой ногой. Амплитуду увеличивать постепенно.
- Свободная пробежка 20-30 м.
Специально-подготовительные упражнения:
- Бег с высоким подниманием бедра. Упражнение выполнять 2-3 х 20-30 м. Добиваться максимальной частоты движений. Туловище назад не отклонять. Руки работают как при беге.
- Поднимание ног и туловища из и.п. лежа на спине до касания руками носков ног. Упражнения выполнять 2 х 10-15 раз в быстром темпе.
- Взбегание по ступенькам лестницы. Повторить 2-3 раза х 10-15 ступенек. Выполнять в быстром темпе. Руки работают как в беге.
- Быстрая смена ног в прыжке. Из положения выпада вперед правой (левой) ногой. Упражнение повторить 8-10 раз. При выполнении упражнения туловище держать прямо. Добиваться наибольшей амплитуды движений.
- Бег с ускорением. Повторить 3-4 х 40-60 м. Упражнение выполнять с постепенным увеличением скорости.