Теория и методика физической культуры
Содержание:
- Основные формы и виды физических упражнений
- Статодинамические упражнения
- Построение тренировочного занятия
- Целительная сила движения
- Польза и вред тренировок для здоровья
- Пример программы тренировок
- Соревновательный метод
- Современные занятия
- Статические упражнения
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания
Основные формы и виды физических упражнений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:16, реферат
Краткое описание
Стремление человека к улучшению своего состояния является его ес-тественной потребностью. Вполне закономерен в связи с этим и возросший интерес к сущности здоровья не только медиков, но и всего населения. Поэтому возрастает и потребность в определении, оценке уровня здоровья.
В настоящее время жизнь и учеба студенчества с каждым годом ста-новится интенсивнее, требуя рационального расходования времени и сил. В этих условиях одним из средств повышения умственной и физической работоспособности становится физическое воспитание. Физическая культура и спорт являются мощным фактором воздействия на физическое и духовное развитие человека
Физические упражнения. Физическая выносливость.Место и роль классификации физических упражнений в истории физического воспитанияКлассификация физических упражнений.
ЗаключениеСписок использаванной литературы
Статодинамические упражнения
При статодинамических движениях не происходит существенного подъема артериального давления, т.к. не бывает запирания дыхания. Пульс поднимается несильно.
А т.к. при статодинамических упражнениях происходит ощутимых выброс нужных гормонов, то такие упражнения следует признать самыми безопасными и эффективными для лечения атеросклероза сосудов у людей обоих полов и всех возрастов
В чем основные преимущества статодинамических упражнений
1. Выполнять статодинамические упражнения (например, приседания – как движение, максимально способствующее выделению гормонов) можно в любом месте, в любое время. Зачастую они вовсе не требуют никакого оборудования.
Займет выполнение одного движения совсем немного времени. После достижения психического напряжения следует сделать перерыв минут на 10 или больше. Можно провести еще один – два подхода позднее тем же днем.
2. При выполнении статодинамических упражнений не поднимается давление, т.к. нет задержки дыхания. Во время всего упражнения мы дышим свободно, не натуживаемся.
3. Раз нет повышения артериального давления, то нет и мощной циркуляции крови. А значит, холестериновые бляшки, даже если они есть, не будут сорваны потоком крови.
4. Можно точно определить момент сильного психического напряжения: мы терпим жжение до тех пор, пока в состоянии. После этого прекращаем выполнение упражнения, уверенные, что добились цели – выделения гормона роста и тестостерона.
5. Статодинамические упражнения подходят и для мужчин, и для женщин.
6. Подходят для любого возраста, начиная от детей и заканчивая очень пожилыми людьми.
Любые формы выполнения физических упражнений могут быть полезны для здоровья человека, но только выполнение тех упражнений, которые приводят к выбросу в кровь гормонов тестостерона и гормона роста следует признать важными для лечения и профилактики атеросклероза
.
Во время Первой мировой войны вооружённые силы США поручили Уолтеру Кэмпу разработать комплекс упражнений для поддержания боевой формы, и он предложил «ежедневную дюжину» — короткие регулярные тренировки, которые сохраняют тело здоровым и ловким, но не выматывают.
Кэмп придумал этот комплекс отчасти потому, что существующие упражнения казались ему слишком сложными и скучными. Другой причиной была уже знакомая нам мысль о том, что современные технологии отбирают у людей здоровье и ловкость, характерные для наших далёких предков.
После войны этот комплекс упражнений распространился по всему миру. Брошюры с описанием «ежедневной дюжины» расходились миллионными тиражами, как и аудиозаписи с инструкциями. Комплекс Кэмпа стал известен по всему миру.
Построение тренировочного занятия
В начале каждого занятия необходимо выполнять разминку для того, чтобы подготовить организм к предстоящей работе.
Начинать занятия следует с упражнений, требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости. Упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Затем приступают к упражнениям, которые требуют максимальной силы и выносливости. Увеличивают нагрузку постепенно. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма.
Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления. Для правильного дозирования физической нагрузки, каждому необходимо определить максимальный результат. Для этого в начале занятий нужно выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью.
Затем, исходя из максимального теста, определяют тренировочную нагрузку.
Выделяют четыре типа нагрузок:
- умеренный — 30%;
- средний — 50%;
- большой — 70%;
- высокий — 90%.
Для развития силовой выносливости, применяются такие упражнения, как отжимания, приседания, подтягивания (т.е. отягощенные массой собственного тела); а также упражнения с внешним отягощением (гири, гантели, резиновые амортизаторы, упражнения на тренажерах) и т. п.
После нескольких недель тренировок, снова проводится максимальный тест и если он даст результат выше прежнего, значит ваша физическая выносливость увеличилась. В этом случае расчет тренировочной нагрузки делается повторно.
Первые 2 — 3 месяца работа осуществляется с отягощением 30 — 40% от максимального теста. Это позволяет укрепить мышечно-связочный аппарат. Затем в последующие 2 — 3 месяца можно перейти к работе с отягощением в 50 — 60% от максимального и только после этого через 5 — 6 месяцев занятий переходят к работе с отягощением в 75 — 80% от максимального.
Занимаясь самостоятельно физической культурой необходимо соблюдать следующие правила:
- Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.
- В процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль и врачебный контроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями
- Начиная самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.
- Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).
- Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.
- Не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.
- Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.
- Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволяет вам достичь успехов в избранном виде спорта.
- Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку надо снизить.
- Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки посоветуйтесь с учителем физической культуры или врачом.
- Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к тренировкам своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и сестер.
- Результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 — 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.
- Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.
Целительная сила движения
Лечебный эффект физкультуры основан на использовании одной из важнейших функций любого живого организма – движении. Не случайно до сих пор повторяют слова Авиценны « Движение может заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не заменит движения». Движение действует как биологический раздражитель, стимулирующий активность органов и систем и, в конечном счете, нормализующий их работу за счет возможностей самого организма. Большое значение имеет упражняемость – физические упражнения должны применяться систематически и дозировано; повторение и постепенное наращивание нагрузки позволяет наиболее оптимальным образом восстанавливать нарушенные функции, развивать моторные навыки, укреплять организм.
Польза и вред тренировок для здоровья
Польза физических упражнений для организма очевидна, исходя из приведенных выше данных об их влиянии на организм в целом. Но не следует забывать, что так же как у монеты две стороны, так и здесь, имеется оборотная сторона таких тренировок.
Давайте посмотрим, какой же вред и когда упражнения могут нанести нашему здоровью, чтобы понимать свои возможности и пределы:
- во-первых, если вы решили серьезно и регулярно заниматься в спортзале, то просто необходимо понимать состояние своего здоровья на этот момент. Особенно, если не уделялось много времени таким занятиям, а если они и были, то разовые, непостоянные. Лучше всего, пройти обследование и получить консультацию у врача по возможности таких тренировок. Тогда вы будете знать, с каких нагрузок можно начинать, и сроки их постепенного увеличения;
- если же вы этого не сделали, и не рассчитали нагрузку, а у вас есть проблемы со здоровьем, например с сердечно-сосудистой системой, тогда тренировки могут привести к ухудшению деятельности сердца. Вы получите обратный эффект, вместо ожидаемого;
- несомненный вред своему здоровью можно нанести, если начать заниматься сразу после болезни. Необходимо выдержать паузу, чтобы функции организма восстановились. Тогда все пойдет нормально, и тренировки окажут свое положительное влияние;
- вы можете не рассчитать свои силы и возможности, и в результате длительной или очень интенсивной тренировки наступит резкий спад. В такой ситуации может ощущаться не только физическая усталость, но и угнетенность психики, плохое самочувствие, иногда возникает полное отвращение к такого рода занятиям. Это очень напоминает физическое и нервное истощение, и вполне возможна ситуация, когда придется показаться врачу. Но в основном страшного ничего в этом нет, просто надо дать себе время отдохнуть, восстановить силы и психику;
- еще один вариант, когда вы резко начали заниматься часто и много, а до этого вообще не посещали спортзал. Здесь с большой вероятностью можно нанести вред здоровью. Наращивать нагрузки надо постепенно, и первоначально, лучше под руководством тренера, которые есть в любом зале фитнеса.
Пример программы тренировок
Чтобы было легче начать процесс тренировок в домашних условиях, специалисты разработали специальные программы занятий, которые направлены на проработку всех групп мышц, поддержании тела в тонусе и общего оздоровления организма.
Начинать занятия рекомендуется с 3-х раз в неделю, по 30–60 минут, в зависимости от цели тренинга.
Приблизительная программа тренировок выглядит следующим образом, при этом рассчитана она на средний уровень физической подготовки и включает 5 занятий в неделю:
Название упражнения |
Количество повторений |
Количество подходов |
Понедельник (ноги, руки и грудь) |
||
Классические приседания | 15–20 | 3–5 |
Выпады вперёд | 15–20 | 3–5 |
Подъём на носки | Максимум | 3 |
Отжимания классически | 15–20 | 3–5 |
Разведение гантелей лёжа на скамье | 12 | 5 |
Отжимания обратные | 15–20 | 3–5 |
Растяжка/заминка | ||
Вторник (пресс) |
||
Скручивания | 20–25 | 4 |
Боковые скручивания | По 20 раз на каждую сторону | 4 |
Подъём ног | 20–25 | 5 |
«Велосипед» | 25–30 | 4 |
Растяжка | ||
Среда (спина, руки, в частности трицепс) |
||
Отжимание от пола | 15–20 | 5–7 |
Отжимания обратные | 15–20 | 5–7 |
Подтягивание широким хватом | 10–15 | 5–7 |
Тяга гантели | 20 | 5–7 |
Заминка | ||
Четверг (отдых) |
||
Пятница (ноги, плечи) |
||
Приседания «плие» | 15–20 | 3–5 |
Подъёмы на носки | Максимум | 3 |
Приседания классические | 15–20 | 3-5 |
Подъём гантелей перед грудью | 15–20 | 3–5 |
Разведение гантелей | 15 | 4 |
Заминка/растяжка | ||
Суббота (пресс) |
||
«Книжка» | 20–25 | 3–5 |
Скручивания обычные | 20–25 | 3–5 |
Подъём ног | 20–25 | 3–5 |
«Велосипед» | 25–30 | 3 |
Растяжка | ||
Воскресенье (отдых) |
При проведении тренинга не стоит забывать самые главные правила — регулярность и правильное выполнение всех упражнений.
Сегодня существует множество способов поддерживать своё тело в подтянутой красивой форме. И одним из таких способов являются домашние тренировки посредством базовых физических упражнений. Такие тренинги позволяют, не тратя много времени и финансов, оздоровиться, похудеть, вернуть спортивную форму. Чем интенсивнее будут тренировки, тем сильнее и красивее будет становиться тело, закаляться характер. Не теряйте времени, приступайте к занятиям прямо сейчас.
Если вы хотите избавиться от атеросклероза, то нужно периодически заставлять эндокринную систему выделять нужные гормоны, это гормон роста и тестостерон, (эстроген у женщин). Гормоны выделяются только в момент сильного напряжения психики. В момент стресса, или максимального усилия. Чтобы добиться максимального усилия или стресса существуют самые простые и эффективные виды физических упражнений.
Для избавления от бляшек в сосудах как нельзя лучше подходит оздоровительная система- Изотон. Поймите, что без усилия над собой ничего исправить и вылечить не удастся. Как говорил —
«Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровыми». Будете сидеть на диване, будете зарабатывать себе кучу болезней, в том числе атеросклероз
, будете прилагать усилия, будете здоровыми. Все просто.
Соревновательный метод
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет :
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
Современные занятия
В прогрессивном обществе проблема сохранения самочувствия молодых людей, привязанных к малоподвижному образу существования, становится одной из наиболее важных не только в нашем государстве, но и абсолютно во всём обществе. Большая часть учёных определяет состояние здоровья как одну из главных образующих человеческого счастья, обязательных прав человека. Происходит эффективное общественное формирование сообщества.
В содержание определения «здоровье» сегодняшнего молодого человека включают следующие факторы:
- отсутствие разных болезней;
- нормальная деятельность организма;
- способность в полной мере исполнять общественные функции;
- полное физиологическое, психическое и общественное благополучие, гармония в развитии;
- динамическое соотношение организма, его функций и условий внешней среды;
- способность приспособиться к беспрерывно меняющимся обстоятельствам жизни в окружающей среде.
Поэтому необходимой частью развития общественно-приспособленного и полновесно-интеллектуального человека является поддержание самочувствия и развитие здорового образа жизни. Во время тренинга нужно сформировать отношение к самочувствию как к ценностям, уметь управлять собственным здоровьем и понимать современные способы лечения.
В настоящее время в оздоровительной физической культуре свободно применяются различные тренажёры, которые помогают похудеть, обрести красивую осанку, укрепить сердечную мышцу и развить выносливость.
Беговые дорожки становятся всё более популярными как современные методики оздоровления. Прежде всего это связано с тем, что в крупных городах воздух загрязнён и ущерб от бега на открытом воздухе может быть довольно большим. Кроме того, устройства обычно содержат мини-компьютер, который предоставляет полезную информацию.
Здоровье — это основа жизни человека, материального благополучия, трудовой деятельности, творческого успеха и долголетия. В классическом смысле оздоровительные системы представляют собой сочетание знаний и практических приёмов. Традиционные системы оздоровления характеризуются набором различных нагрузок.
Статические упражнения
Статические упражнения-это упражнения. при выполнении которых мышцы. остаются в напряженном состоянии, мышцы не сокращаются. движение при этом отсутствует.
Наши мышцы. при выполнении статических упражнений удерживают тело или определенный сустав в неподвижном положении. Яркий пример, это упражнение «планка». Суть упражнения в том, чтобы удерживать тело в неподвижном состоянии, например. 1 минуту. Отлично прорабатывается пресс и много других мышечных групп.
Попробуйте выполнить упражнение «планка» и вы поймете в какой физической форме вы находитесь.
Несомненно мы начинаем терпеть, чтобы выдержать 1 минуту, задерживаем дыхание, останавливаем кровоток, к мышцам перестает поступать кислород и глюкоза. нагрузка на сердце и всю кровеносную систему повышается, увеличивается давление. Все это может быть опасным при существующихотложениях. Поэтому все упражнения рекомендуется выполнять без задержки дыхания.
Существует целый комплекс гимнастических упражнений. за основу которого взяты статические упражнения. называется все это .
Калланетика в свою очередь предполагает выполнение статических растягивающих упражнений, которые при своей внешней простоте, являются достаточно сложными и требуют физической подготовки.
Физические упражнения как основное средство физического воспитания
Здесь рассматривается широкий круг вопросов, поскольку физические упражнения — это основное специфическое средство физического воспитания.
2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения влияют не только на мышцы человека, которые участвуют в выполнении движений. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.
Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.
Наиболее общим фактором, обуславливающим рациональное воздействие физических упражнений, является педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль играют следующие факторы.
Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и т.п.) в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект. Так, физическая подготовка (общая и специальная) у спортсменов различной квалификации не одинакова, поэтому нагрузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсменов более низких разрядов.
Особенности самих физических упражнений, то есть их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно.
Особенности внешних условий (метеорологических, местности, качества оборудования, гигиенического состояния мест занятий и др.). Педагог обязан знать основные научные положения о работоспособности человека (врабатываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, дает педагогу возможность методически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.
Физические упражнения как основное средство физического воспитания
Здесь рассматривается широкий круг вопросов, поскольку физические упражнения — это основное специфическое средство физического воспитания.
3. Понятие о технике физических упражнений
Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.
Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений.
В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения называют операциями.
Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых должна явиться объектом изучения в процессе овладения техникой физических упражнений. Опредение операционального состава физического упражнения является одним из важных условий изучения его техники в педагогическом аспекте. Это подразумевает выделение смысла двигательной задачи и операций, составляющих данный способ выполнения действия, и описание пространственных, временных, скоростных, силовых, ритмических признаков движений, характеризующих выполнение операций.
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
ОСНОВА ТЕХНИКИ — это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.
Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.
ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ — это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ — это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику
Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта
Это обусловлено следующим:
возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
поиском более совершенных способов выполнения движений;
повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
совершенствованием методики обучения;
появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например, синтетических покрытий беговых дорожек, фиберглассовый шест — в прыжках с шестом) и другими факторами.