Волов в.в., волов в.т. инновационный метод оценки нервно-психического состояния на основе энтропийного подхода // национальный психологический журнал

Как проводят?

Для проведения теста нужна степ-платформа высотой 50 см для мужчин и 43 см – для женщин. В течение 5 минут в постоянном темпе нужно подниматься на скамью и опускаться вниз. Темп задает метроном с установленной на нем частотой 120 ударов в минуту. Каждое совершаемое движение должно совпадать с одним ударом метронома.


Методика проведения степ-теста

Восхождения обычно начинают с правой ноги. Количество циклов (подъем-спуск) – 30 в минуту. В каждом цикле – четыре шага:

Ознакомьтесь со статьей:Сердечно-сосудистый индекс

  • Правой ногой встать на ступеньку.
  • Приставить к ней левую ногу.
  • Правую ногу поставить обратно на пол.
  • Поставить на пол левую ногу.

Таким образом, в течение 5 минут совершается 150 циклов.

Перед тем как проводить степ-тест, нужно продемонстрировать тестируемому, что нужно делать, и дать ему возможность самому попробовать. Если он не может выполнять подъемы на ступеньку в течение 5 минут, сбивается и не в состоянии поддерживать установленный темп в течение 20 секунд, тестирование прекращается, время, на протяжении которого оно проводилось, фиксируется.

Когда человек поднялся и стоит на платформе, его туловище должно быть строго в вертикальном положении, ноги прямые, руками выполняются те же движения, что при обычной ходьбе. Во время степ-теста ногу, с которой начинается подъем на скамью, можно менять несколько раз.

После завершения подъемов нужно удобно сесть и отдохнуть в течение минуты. На второй, третьей и четвертой минуте измеряется пульс в течение 30 секунд. Иначе говоря, начиная со второй минуты, пульс измеряется три раза в течение 30 секунд с последующими перерывами в 30 секунд. Таким образом, получают три значения пульса.

ЧСС за первую минуту отдыха после нагрузки не учитывают, в этом есть и плюсы, и минусы. Плюс в том, что в раннем восстановительном периоде пульс зависит от многих факторов, не связанных с работой мышц. Минус в том, что недостаточно учитывается индивидуальная реактивность сердечно-сосудистой системы на первой минуте восстановления.

Высота ступени и длительность нагрузки зависят от возраста, пола, антропометрических данных.

Группы тестируемых Возраст Площадь поверхности тела в кв. м Высота степ-платформы в сантиметрах Время подъемов в минутах
Мужчины старше 18 лет 50 5
Женщины старше 18 лет 43 5
Девушки от 12 до 18 лет 40 4
Юноши от 12 до 18 лет больше 1,85 50 4
Юноши от 12 до 18 лет меньше 1,85 45 4
Девочки и мальчики от 8 до 11 лет 35 3
Девочки и мальчики младше 8 лет 35 2

Инструкция

Сейчас мы будем проставлять точки в квадратах. Начнем с самого первого квадрата. Далее будем двигаться исключительно по часовой стрелке. Каждый переход с одного квадрата на другой осуществляется не прерывая работы и только по команде экспериментатора. Все время, выделенное на проставление точек, работайте в максимальном для себя ритме. На каждый квадрат будет дано 5 секунд, в течение которых необходимо проставить максимально возможное количество точек.

Итак, экспериментатор дает сигнал «Начали», далее через каждые 5 секунд он дает новый сигнал «Перейти на другой квадрат», по окончании 5 секунд проставления точек в 6-ом квадрате экспериментатор дает последний сигнал «Стоп». Все понятно? Хорошо, тогда возьмите в правую/левую руку карандаш и зафиксируйте его перед первым квадратом.

Ключи к теппинг-тесту:

Для того, чтобы обработать результаты теппинг-теста, прежде всего необходимо подсчитать  получившееся в каждом квадрате количество точек. Далее следует построить график работоспособности испытуемого в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абсцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.

Предстимульная модификация акустического стартл-рефлекса

Стартл-рефлекс — это врожденная реакция человека (вздрагивание) на внезапный громкий звук. Нарушения модификации стартл-реакции выявляются при шизофрении, уже на ранних стадиях заболевания.

В ходе эксперимента испытуемый располагается в кресле с открытыми глазами. Звуковые сигналы подаются через наушники. Величина стартл-реакции оценивается по электроокулограмме, для чего с внешней стороны глаз и над бровями испытуемого накладываются электроды. Исследование занимает около 30 минут.

Предстимульная модификация стартл-рефлекса, также как и торможение волны Р50, связана с процессами сенсомоторной фильтрации на ранних стадиях внимания. Однако показано, что эти феномены имеют различные нейрофизиологические, нейрохимические и генетические механизмы. Поэтому дефицит торможения Р50 и модификации стартл-рефлекса отражает нарушения в разных структурах мозга, и является информативным для диагностики и выбора терапии.

Исследование проводит д.б.н., руководитель лаборатории клинической нейрофизиологии Киренская Анна Валерьевна.

Лечебные мероприятия проводятся на базе .

Что случится, если это НЕ произойдёт?

Данный вопрос подразумевает поиск плюсов от неполучения желаемого. Другими словами, ответы на второй вопрос покажут вам, что случится, если вы откажетесь от реализации принимаемого решения, и всё останется так же, как и было раньше. Отвечая, записывайте все преимущества настоящего положения дел, которые вы не хотели бы потерять.

Что случится, если я не поменяю род деятельности?

  • Если я не поменяю род деятельности, мне не нужно будет отказываться от привычного образа жизни.
  • Если я не поменяю род деятельности, я не буду переживать по поводу того, что придётся осваивать новые знания и учиться новым вещам, ведь это может не получиться.
  • Если я не поменяю род деятельности, я смогу спокойно отдыхать в свои выходные дни.
  • Если я не поменяю род деятельности, мне не нужно будет ни перед кем объясняться или оправдываться.
  • Если я не поменяю род деятельности, я смогу подумать об этом в будущем. Возможно, действительно стоит повременить.
  • Если я не поменяю род деятельности, я смогу предаваться грёзам о том, как занимаюсь тем, что мне действительно нравится.
  • Если я не поменяю род деятельности, я докажу окружающим меня людям, что меня устраивает текущее положение дел.

Две методики

                                                             Теппинг-тест от фирмы Нейрософт

Методика «Теппинг-теста» тест успешно применяется в комплексе компьютерного психофизиологического тестирования.

Экспресс-методика «Теппинг-тест» разработана Е.П.Ильиным в 1972 году для диагностики силы нервных процессов (лабильности, выносливости) путем измерения динамики темпа движений кисти. Сила нервных процессов отражает общую работоспособность человека: человек с сильной нервной системой способен выдерживать более интенсивную и длительную нагрузку, чем человек со слабой нервной системой. При слабой нервной системе утомление вследствие психического или физического напряжения возникает быстрее, чем при сильной.

Обследования проводятся при помощи двух специальных приборов: «карандаша» (контактной указки) и резиновой токопроводящей «платформы». Респонденту необходимо взять в руку «карандаш» и в течение заданного времени стучать им по «платформе» с максимально возможной частотой даже в том случае, если обследуемый почувствует утомление. Специалист при этом должен сообщить обследуемому, что чем большее количество движений он совершит, тем лучше. Допускается также вербальное стимулирование в ходе обследования («Не сдавайтесь», «Работайте еще быстрее»). Непосредственно перед проведением обследования респонденту рекомендуется дать возможность разминки: для этого он в течение 5-10 секунд выполняет инструкцию к методике.

Рекомендуемое время проведения обследования – 30 секунд.

Интервал, c

Частота, Гц

0.00 – 5.00

7.66

5.00 – 10.00

7.03

10.00 – 15.00

6.62

15.00 – 20.00

6.62

20.00 – 25.00

6.00

25.00 – 30.00

6.21

Среднее

6.90

Интервал, c

Частота, Гц

0.00 – 5.00

5.60

5.00 – 10.00

6.20

10.00 –15.00

7.00

15.00 – 20.00

7.40

20.00 – 25.00

7.20

25.00 – 30.00

7.80

Среднее

6.93

Таким образом, кроме диагностического значения этой методики, она позволяет сделать еще один вывод на основе приведенных в таблицах цифр. Величина  нейромускулярного  трансмиссионного  лага или Motor Delays, о которых идет речь в работе  ALAN M. WING and A. B. KRISTOFFERSON “ Response delays and the timing of discrete motor responses” (1973) уточнена до минимальной длительности в 128 мсек.

Вышеприведенные полученные значения выполнены на 30 секундном интервале и составляют в среднем около 145 мсек. Представляет интерес провести сравнение с другими исследованиями по величине отмеряемых интервалов. В медицинской диагностике пальцевой таппинг тест используется для оценки мускульного контроля и моторных возможностей пациентов с болезнью Паркинсона, атаксиях, болезни Альцгеймера, Корсаковского синдрома. Пациентов инструктируют выполнить серию последовательных нажатий пальцем как можно быстрее на электронном выключателе, телеграфном ключе, на клавиатуре компьютера. Цифры, полученные на телеграфном ключе и на 10 секундных интервалах, как они представлены в работе американских исследователей Couins M.S., Corrow C., Finn M., Salome J.D. «Temporal measures of humanfinger tapping: effects of age» (Pharmacology Biochemistry and Behavior, Vol. 59, No. 2, pp. 445–449, 1998   1998 Elsevier Science Inc.) таковы: для здоровых молодых мужчин 182 мсек, для молодых женщин 215 мсек, для пожилых мужчин 248 мсек и для пожилых женщин 282 мсек. Группа турецких исследователей Çağatay Barut,    Erhan Kızıltan,  Ethem Gelir, Fürüzan Köktürk, также на 10 секундных интервалах, используя the «Tan-Tong Finger-Tapping system», провела «Advanced Analysis of Finger-Tapping Performance: A PreliminaryStudy» и получила цифры около 160 мсек . В качестве вывода: какие бы ни были у каждого человека индивидуальные цифры моторных составляющих таппинга, они могут быть приняты постоянными для данного индивидуума и не влияющими на величину много более длительных отмериваемых интервалов

Важно, чтобы продуцируемые интервалы были на порядок или два порядка больше этих индивидуальных сенсомоторных составляющих процесса продуцирования

Двоякий теппинг-тест Tempometry Lab

Особенности и преимущества метода

Гарвардский тест со степ-платформой основан на том, что уровень физподготовки можно оценить по тому, как долго человек может переносить субмаксимальную нагрузку. Второй критерий – это насколько быстро после нее показатель частоты сердечных сокращений возвращается к норме.

При разработке теста была предпринята попытка заложить в методику проведения физическую активность в строго дозированном виде. Но так как не учтен фактор индивидуальной мощности выполняемых движений, то измерения считаются условно-дозированными.

К достоинствам этого способа можно отнести простоту и отсутствие надобности в специальных измерительных приборах, а также возможность определения уровня физической работоспособности, несмотря на то, что испытуемый возможно не выдержит фиксированные параметры теста.

А здесь подробнее о анализах при аритмии.

Кому стоит пройти

Так как темп выполнения достаточно интенсивный, то тест проводится только здоровым людям. Второе условие – это достаточная физическая подготовка, так как если испытуемый ранее не занимался физкультурой, то достичь рекомендуемой длительности нагрузки он не сможет.

Гарвардский степ-тест используется для таких целей:

  • определение исходной подготовки спортсмена,
  • составление индивидуальной тренировочной программы,
  • если спортсмен вернулся к занятиям после перерыва,
  • при отборе на соревнования,
  • оценка результативности физических нагрузок,
  • при прохождении профобследования специалистами МЧС.

Возраст испытуемых может быть от 8 лет, участвовать в проведении разрешается девочкам и мальчикам, верхней границы возраста нет.

Симптомы расстройства пищевого поведения

Согласно статистическим данным, заболевание чаще всего начинается в возрастном диапазоне 15-25 лет. Женский пол является фактором риска. Проявления могут быть разнообразны, выделяют следующие симптомы булимии:

  • Патологическое переедание – нет контроля в количестве принимаемой пищи. Приступы «обжорства» (binge-eating) возникают регулярно. Эпизод ограничивается четкими временными рамками, которые редко превышают 2 ч.
  • Присутствует искаженное восприятие своего внешнего вида.
  • Эпизоды булимии повторяются не реже 1-2 раз/нед. в течение 3 мес.
  • Прямая зависимость личной самооценки и психического здоровья от массы тела, а также фигуры.
  • Для предотвращения изменения веса больной использует нерациональные методики (компенсирующее переедание поведение): вызывание рвоты, неадекватная физическая активность, ограничения в еде в промежутки между эпизодами булимии, злоупотребление слабительными средствами, клизмами и другими лекарственными препаратами.

Эмоциональная лабильность.
Тревожность, подавленность, проблемы с межличностными взаимоотношениями.
Склонность к уклонению от обязанностей.
Фокусировка на своем состоянии.
Проблемы с самооценкой.
Появление чувства вины после приступов переедания.
Субъективные убеждения касательно пищи.
Частое изменение веса или его перепады.
Слабость, головокружение, обмороки.
Различные варианты нарушений сна.
Зябкость даже в теплую погоду.
Ухудшение состояния кожи и ее придатков.
Повреждение зубной эмали.
Боли в животе.

Общий психологический портрет пациента с расстройством пищевого поведения не имеет четких критериев. У каждого человека нервная булимия протекает по-своему, поэтому симптомы оценивают комплексно.

Характерный признак – длительное сокрытие, маскирование или отрицание заболевания.

Нормативные требования для американских школьников в сгибании туловища

Возраст, лет Мальчики Девочки
6 12,1 12,4
7 11,5 12,1
8 11,1 11,8
9 10,9 ПД
10 10,3 10,8
11 10,0 10,5
12 9,8 10,4
13 9,5 10,1
14 9,1 10,1
15 9,0 10,0
16 8,7 10,1
17 8,7 10,0

* Примечание. По данным американских исследований, толь­ко 15% детей выполняют нормы, представленные в таблицах.

Таблица 49

Испытуемые Возраст, лет
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Мальчики 33 36 40 41 45 47 50 53 56 57 56 55
Девочки 32 34 38 39 40 42 45 46 47 48 45 44

Результаты заносятся в протокол по форме.

ПРОТОКОЛ №…

Результаты тестирования учащихся_________класса

________школы г.Москвы «____» сентября 20 г.

Тест: бег на 1 милю (1609 м)

Температура воздуха:__________

№ п/п Ф.И.6. Возраст*,

лет

Результат, с Примечание
1 Иванов Иван 8 7,56 Занимается 2 года фигурным катанием
2 Петрова Света 8 10,36
3 Кузнецова Ира 8 11,25 5—11.08 болела ОРЗ
4 Сидорова Галя 8 12,02

____________________________Учитель физкультуры

__________________________Классный руководитель

Личный пример применения техники Декарта в реальной ситуации

Расскажу свой опыт использования квадрата Декарта для принятия решений в личной жизни. Я использую достаточно часто, он один из любимых инструментов. Так как позволяет увидеть все плюсы и минусы возможных решений. Научила в свое время и детей и коллегам показала, как пользоваться.

Стоял выбор – оставить медицину и пойти работать в новую сферу. Расписала все плюсы и минусы. Жизненная ситуация была такова, что в любимой медицине совсем мало платили, а у мужа (в то время) задерживали на полгода зарплату.

1.

Сначала прошлась по «простым» пунктам.

Что случиться, если я это сделаю?
  • Появятся деньги;
  • Успокоюсь и перестану переживать, что детям нечего надеть в школу;
  • Мои дети будут получать подарки и вещи, которые хотят;
  • Предстоит много учиться новому;
  • Задерживаться на новой работе, чтобы вникнуть;
  • Уйду в неизвестность, и непонятно, что там…;
  • Неудобный и непривычный график работы.

2.

Это заполнение тоже не вызвало у меня сложностей.

Что случиться, если я это НЕ сделаю?
  • Останусь, как и есть, в этой ситуации – денег вечно не хватает;
  • Психую, что не могу купить обычных вещей, а не то, что побаловать семью;
  • Буду жалеть, что не попробовала;
  • Мне кажется, что через полгода буду опять искать другую работу.

3.

И уже на этом этапе, поняла, что благополучие детей перевешивает минусы и страхи.

Что НЕ случиться, если я это сделаю?
  • Никто меня в новом коллективе не съест;
  • Память и мозги не отключатся от новых знаний;
  • Муж не будет ругаться;

4.

Самый последний квадрат для заполнения был почему-то самым трудным.

Что НЕ случиться, если я это НЕ сделаю?
  • Не будет спокойствия;
  • Не будет улыбок на детских мордашках от получения подарков;
  • Будет такая же размеренная жизнь, как в болоте, и не будет никаких изменений.

Этот пример привела не ради хвастовства, а ради лучшего понимания, как можно использовать полезную психотехнику в личной жизни. До заполнения сомнения одолевали 2 недели. Заполнила минут за 40 и приняла решение.

Возможно, Вам будет интересно:

  • Как найти цель;
  • Как начать радоваться жизни.

Квадрат Декарта

Квадрат Декарта является предельно простой техникой принятия решений, которая требует для своего использования очень небольшого количества времени. При помощи Квадрата Декарта легко установить наиболее значимые критерии выбора, а также оценить последствия любого варианта принимаемого решения.

Если взглянуть на жизнь обычного человека, то можно увидеть, что когда он оказывается в ситуации, где необходимо принимать решения, он, как правило, концентрируется на одной или двух его особенностях, тем самым загоняя себя в своеобразный тупик, в котором не замечаются другие значимые критерии выбора. Кроме того, стандартное мышление человека способствует тому, что он задаёт себе всего лишь один вопрос: «Что будет, если это произойдёт?», ведь обычный сценарий поведения подразумевает выполнение какого-либо действия и оценку последующей за ним обратной связи. Но на практике уже было сотни раз доказано, что в первую очередь необходимо сначала основательно подумать и только после этого выполнять действие. И Квадрат Декарта как раз и рассчитан на то, чтобы сначала подумать, но не просто перебрать в голове несколько вариантов, а расписать всё на бумаге, следуя определённой технологии.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: вы хотите сменить род деятельности (устроиться на новую работу, заняться своим бизнесом, уйти во фриланс и т.д.), но никак не можете избавиться от сомнений на этот счёт. Вы, конечно, видите все плюсы и преимущества нового вида деятельности, но не знаете, что это такое – заниматься тем, чем вы ещё не занимались, и, соответственно, колеблетесь в принятии решения. Так вот: используя Квадрат Декарта, вы можете посмотреть на сложившуюся ситуацию с четырёх разных сторон (продолжим рассмотрение этого примера чуть позже).

Аудитория для степ-тестирования

Исходя из первоначальных целей разработки оценочного способа, прежде всего, тест практикуется профессиональными легкоатлетами, лыжниками и другими спортсменами. Кроме того, использование данного метода рекомендовано людям, начинающим активные тренировки для определения уровня готовности к нагрузкам, спортсменам-любителям, в целях разработки сбалансированной программы тренировок, профессиональным спасателям, пожарным, работникам ГДЗС (газодымозащитной службы).

Для последней категории людей, чаще, применяется проба PWC170 (модификация степ-теста). Аббревиатура расшифровывается, как Рhysical working capacit (в переводе с английского – физическая способность к работе), цифрой обозначаются сердечные сокращения в максимальном пределе. К тестированию допускаются дети с 8 лет. Верхней черты ограничения по возрасту нет. Также отсутствуют и гендерные критерии.

Как снять ЭКГ?

Исследование не проводится, если у человека имеются хронические болезни сосудов и сердца, диагностированные патологии опорно-двигательного аппарата. Релятивным (временными или относительными) противопоказаниями являются:

  • простудно-вирусные инфекции;
  • период менструации у женщин;
  • гипертермия (повышенная температура);
  • мышечная слабость, усталость.

При стабилизации состояния, прохождение степ-теста разрешается.

Нормы физической подготовленности мальчиков 12,15,17 лет

Таблица 49

ПРОТОКОЛ №…

Воз­раст, лет Уро­вень Баллы Сед из положе-ния лежа на спине, колич. раз за 1 мин Прыжок в длину с места, см Наклон вперед в седе, см Вис на сог­нутых руках, с Челноч­ный бег 4×10 м, с Бег 2400 м, мин, с
12 А 5 41 201 62 4 10,7 1:31
В 4 38—41 192—201 54—62 4 10,7—11,0 11:31—12:20
С 3 34—37 182— 191 55—58 3 11,1—11,4 12:21—13:10
D 2 30—33 172— 181 51—54 2 11,5—11,8 13:11—14:00
Е 1 26—29 162— 171 47— 50 1 11,9—12,2 14:01—14:50
15 А 5 42 237 65 7 10,2 10.31
В 4 40—42 228— 237 62— 65 6 10,2—10,3 10:31—11:20
С 3 37—39 218—227 58—61 5 10,4—10,5 11:21—12:10
D 2 34—36 208—217 54— 57 3—4 10,6—10,9 12:11—13:00
Е 1 30—33 198— 207 49—53 2 11,0—11,3 13:01—13:50
А 5 42 249 66 9 10,2 10:11
В 4 40—42 240— 249 62—66 8—9 10,2—10,3 10:11—11:00
С 3 37—39 230-^- 239 58—61 6—7 10,4—10,5 11:01—11:50
D 2 34—36 220— 229 54—57 5 10,6—10,7 11:51—12:40
Е 1 31—33 210—219 49—53 3—4 10,8—10,9 12:41—13:30

Таблица 53

Воз­раст, лет Уро­вень Баллы Сед из положе-ния лежа на спине, колич. раз за 1 мин Прыжок в длину с места, см Наклон вперед в седе, см Вис на сог­нутых руках, с Челноч­ный бег 4×10 м, с Бег 2400 м, мин, с
12 А 5 29 167 60 35 12,0 15:06
В 4 26—29 . 159—167 57—60 28—35 12,0—12,3 15:06—16:05
С 3 22—25 150— 158 53—56 21—27 12,4—12,7 16:06—17:05
D 2 18—21 141— 149 49—52 14—20 12,8—13,1 17:06—18:05
Е 1 14—17 132— 140 45— 48 7—13 13,2—13,5 18:06—19:05
15 А 5 30 182 65 44 11,3 14:36
В 4 29—30 174— 182 62—65 37—44 11,3—11,6 14:36—15:25
С 3 25—28 165—173 58— 61 30—36 11,7—12,0 15:26—16:20
D 2 21—24 156— 164 54—57 23—29 12,1—12,4 16:21—17:20
Е 1 17—20 147— 155 49—53 16—22 12,5—12,8 17:21—18:15
А 5 30 189 67 45 11,2 14:31
В 4 29—30 181—189 64— 67 42—45 11,3—11,5 14:31—15:05
С 3 27—28 172—180 59— 63 35—41 11,6—11,8 15:06—16:00
D 2 23—26 163— 171 54—58 28—34 11,9—12,1 16:01—16:50
Е 1 19—22 154—162 49—53 21—27 12,2—12,5 16:51—17:45

7.7. 1. Международный тест физической подго­товленности (jcspft)

1. Бег на 50 м.

2. Прыжок в длину с места.

3 (а). Бег на 600 м (для детей до 11 лет).

3 (б). Бег на 800 м (для испытуемых жен­ского пола с 12 лет и старше).

3 (в). Бег на дистанцию 1000 м (для мальчи­ков с 12 лет и старше).

4. Сила кисти.

5 (а). Вис на согнутых руках (для девочек, девушек и женщин всех возрастов и мальчи­ков до 11 лет).

5 (б). Подтягивание в висе на перекладине (для мальчиков с 12 лет и старше).

  1. Челночный бег 4×10 м.
  1. Упражнение «лечь-сесть» в течение 30 с.
  1. Наклон туловища вперед из положения стоя.

Тест рекомендуют проводить в течение двух дней. В первый день выполняют ис­пытания 1, 2 и 3; во второй – 4–8. Все пробы можно осуществлять и в один день, но в этом случае тест 3 следует делать последним.

POINT-V.RU

Активному и самостоятельному человеку приходится регулярно принимать важные решения, как за себя, так и за других. Эта необходимость возникает рано или поздно у любого из нас. Вопрос «что будет, если…» и ответ на него волнует человечество и всех его представителей уже не первую сотню лет. «Быть или не быть — вот в чем вопрос!» Муки выбора — классическая и популярная тема в литературе и искусстве.

В отличие от вымышленных литературных персонажей, с которыми всё ясно и решено автором, мы с вами сами творцы своей жизни. Наш путь состоит из цепочки эпизодов-развилок, в которых мы должны решить куда и каким образом нам двигаться, выбрать один путь тем самым отказавшись от другого, вполне возможно ведущего нас к счастью и успеху. Причем, если мы не примем решение, окружающий мир сам навяжет какой-либо из возможных вариантов и большой вопрос, будет ли он в нашу пользу. Кроме того, пока человек колеблется — он гораздо более подвержен влиянию других и уязвим, чем тогда, когда уже принял решение и начал его выполнять. Поэтому а) решение принимать нужно, б) его нужно принимать быстро, пока есть ограниченное время.

Он, как правило, держит всё в уме, потому, что писать лень, писать не на чем (нечем), некогда и вообще записывать такие вещи непривычно. Это приводит к нечетким формулировкам, по сути, оказывается, что человек сам не знает точно то, чего хочет. То же самое с сопутствующими мыслями и пришедшими в голову мыслями по обдумываемому поводу. Поверьте, это так.
У человека срабатывает цепочка от причины к следствию «если произойдет А, то случится Б» и обдумывание сложной ситуации сводится к обдумыванию только одного аспекта из многих. Это также проверено

Другим аспектам выбора уделяется недостаточно внимания либо оно не уделяется вообще.
Очень часто человек задумывается о том, что если он поступит определенным образом, то получит нечто для него важное, а если не поступит — не добьется этого. Например, согласившись на перевод в другой город менеджер А

получит повышение зарплаты, отказавшись — не получит. Это не совсем так. Вы по сути ничего не теряете, вы остаетесь «при своих», тем более, что вполне возможно повышение дохода и на прежнем месте. То есть отказ от переезда в реальности не приведет к финансовым потерям. Аналогично, отказавшись от шага в неизвестность вы не гарантированы от проблем и потерь на старом «уютном» месте в жизни.
Мы с вами, в основном, не любим неустойчивых положений и неизвестности. Поэтому начинаем советоваться с теми, кто есть под рукой, подсознательно пытаясь переложить груз принятия решения на своего ближнего. Конечно, есть случаи, когда стоит проконсультироваться с профессионалом в какой-то узкой области, например, с юристом, но мы же с вами понимаем разницу между консультацией и попыткой избежать ответственности за свою жизнь, правда?

Аналитический метод количественной оценки устойчивости нервно-психического состояния

В качестве основы количественного исследования нервно-психического состояния спортсменов выбран метод условных энтропий (Мартин, Ингленд, 1988; Волов, 2005), т.к. он имеет хорошо разработанный и достаточно простой в использовании аналитический аппарат, который получил широкое распространение и применение в точных, общественных и гуманитарных науках (Волов, 2000, 2001). В связи с этим, необходимо отметить цикл психо-физиологических исследований с применением энтропийного аппарата (Еськов, Зинченко, Филатов, 2016). Для формулы условной энтропии учитывались следующие свойства математической энтропии:

 ≥ 0 – неотрицательность (1);

max > 0;  max – ограниченность (2);

∑Ni=1 i – аддитивность (3).

Величину i удовлетворяющую свойствам (1-3), удобно нормировать,

Hi = i / H̃max

где H̃max – максимальное значение энтропии организма и считать, что

≤ Hi ≤ 1

Кроме того, при построении условной энтропии применяется принцип «золотого сечения» или «золотой пропорции»:

H = 0.618, (4)

который соответствует не только «принципу красоты» (Gareev et аl.,2002; Stakhov, 2005), но и нормальному функционированию организма (Ляпунов, 1975; Prigogine, 1977).

В качестве обобщенной меры нервно-психического состояния и основы критериев устойчивости индивида мы предлагаем следующую формулу для его нормированной условной энтропии:

H = 1 – (1 – H) / ln (Nmax / N) * ln(Nmax / N(t)) (5)

где NmaxN(t) – максимальное и текущее значение показаний в тесте, – значение показаний, лежащее в интервале и соответствующее значению условной энтропии H. Выбор логарифмического вида формулы для энтропии (5) обусловлен тем, что за малым исключением (Volov, 2013) все известные формулы энтропии (детерминированные и вероятностные) имеют логарифмический вид. Из формулы (5) следует, что H удовлетворяет условиям (1), (2). Кроме того, отметим, что для возможных составных систем (которые мы здесь не рассматриваем) ненормированная энтропия H̃ = H · H̃ max удовлетворяет условию аддитивности (3). Естественно, что выбор формулы (5) для нормированной детерминированной энтропии – не единственен, можно предложить и другие формы реализации, согласующиеся со свойствами математической энтропии. Поэтому вопрос о «правильности» данной предложенной формулы (5) в данном теоретическом контексте не имеет смысла, но имеет смысл говорить об адекватности введенной величины для описания исследуемых систем. Единственным критерием адекватности предложенной формулы является ее апробация на реальных данных.

Показания в тесте N(t), соответствующее нулевому значению условной энтропии (= 0), определяется следующим образом:

Nmin Nmax / (Nmax / N)1/(1 – H0)

Условная энтропия (5) представляет собой детерминированную меру компаративной количественной оценки, полученной в тесте, к максимально возможной. В контексте настоящего исследования условная энтропия представляет собой количественную меру нервно-психического утомления. Под состоянием равновесия в статье понимается состояние, характеризующееся отсутствием нарастания осцилляции тренда энтропии во времени и малой величиной ее осциляций, по сравнению с ее осредненным значением (δH/Hср1). Энтропия «Золотого сечения» H в статье определяется как усредненное значение энтропии повторных замеров первых двух отрезков теппинг-теста (2х5сек.), выполненного группой молодых здоровых испытуемых.

Теория устойчивости А.М. Ляпунова дала теоретико-методологический аппарат формулирования критериев устойчивости в синергетике (Ляпунов, 1950), а более конкретно – в термодинамике структуры, где в качестве критериев устойчивости приняты знаки второго дифференциала энтропии (вблизи равновесия) и производства избыточной энтропии (вдали от равновесия) (Prigogine, 1977):

d2H/dt2≤ 0

По знаку второго дифференциала, опираясь на теорему И. Пригожина о минимуме производства энтропии, можно определить, устойчива динамика состояния системы или нет.

В случае выпуклой траектории энтропии (d2H/dt2< 0)состояние системы устойчиво, а в случае вогнутой (d2H/dt2< 0) – неустойчиво.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector