Моральная, волевая, психологическая и тактическая подготовки стендовика. воспитательная работа

Актуальность исследования

В учебно-тренировочном и соревновательном процессах в любом виде спорта большое значение придается психологическому фактору, находящему отражение в физической, технической, тактической и, конечно же, в психологической подготовке (А.В. Алексеев, 2003; Г.Д. Бабушкин, 2006; Л.Д. Гиссен, 1990; Г.Д. Горбунов, 2006; Г.Б. Горская, 1995; Ю.Я. Киселев, 2002; В.Н. Платонов, 1997; А.Ц. Пуни, 1984; А.В. Родионов, 2004; Г.И. Савенков, 2006; Н.Б. Стамбулова, 1999; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003 и др.). Психологическая подготовка рассматривается как совокупность мероприятий для повышения эффективности всех видов подготовки спортсмена и, прежде всего, обеспечения психической готовности к соревновательной деятельности.

В современной психологии существует множество направлений, разработки в которых могут успешно использоваться для подготовки спортсменов. Однако этот материал требует предварительной обработки для его применения в конкретном виде спорта, что предполагает его структуризацию по целевому предназначению, условиям использования и прогностическим возможностям с учетом возраста и квалификации спортсменов.

Имеется достаточно большое количество учебной и научно-методической литературы по спортивной психологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Регулярно появляются новые работы. Именно разнообразие форм, средств и методов работы, предложенных специалистами, и делает актуальным разработку инновационных материалов для совершенствования деятельности спортивного психолога .

Цель исследования: изучение актуальных проблем психологической подготовки спортсменов и оценка эффективности работы специалиста-психолога.

Организация исследования. Исследование выполнено в рамках гранта Белорусского государственного университета физической культуры по теме «Разработка инновационных материалов для научно-методического сопровождения научно-организационных мероприятий по актуальным проблемам психологической подготовки спортсменов», утвержденного к разработке на основании положения о конкурсе грантов для проведения научных исследований в УО «БГУФК» от 18.11.2015 №23-16-25 и приказа ректора от 11.02.2016 №94.

Испытуемые. Мониторинг проводился с использованием анкет, в нем приняли участие 100 тренеров различного возраста (от 20 до 68 лет), стажа (от 0 до 45 лет), представляющие 31 вид спорта. Также респондентами выступили родители спортсменов-футболистов (n=20), их средний возраст составил 35–40 лет. Мониторинг родителей проводился на организационном собрании в начале сезона на базе футбольной школы г. Минска.

Методы исследования: теоретико-библиографический анализ, анкетирование, методы математической статистики. Для тренеров и родителей была разработана анкета «Спортивный психолог как тренер по психологической подготовке» и проведен мониторинг. Большинство вопросов анкеты были согласованы по содержанию. При проведении анкетирования тренеры и родители отвечали на вопросы, основными из которых были: есть ли психолог в спортивной школе (клубе); обращались ли ваши спортсмены к психологу и с каким вопросом (или хотели бы обратиться); кто был инициатором работы с психологом; чем могут быть полезны занятия с психологом; считаете ли целесообразным проведение родительских собраний по проблемам психологической подготовки спортсменов; какие функции может выполнять психолог; какие качества личности должны быть присущи психологу и др.

Что дает психологическая тренировка спортсмена

В настоящее время под психологической тренировкой чаще всего понимается набор психологических методов и упражнений (техник). Благодаря их систематическому и длительному применению спортсмен учится контролю над своим поведением и эмоциями. Он повышает уровень многих психологических особенностей. Таких как, например, концентрация внимания. К тому же, повышается психологическая устойчивость для противостояния стрессу. 

Психологическая тренировка оказывает влияние и непосредственно на физические характеристики спортсмена. Такие тренировки могут развить точность движений, оптимальное или экономное расходование энергии и способность быстро расслабляться. 

Психологическая тренировка развивает спортсмена всесторонне. И помимо очевидных преимуществ для развития физических параметров и характера описанных выше, она развивает его личность

Психологическая тренировка может улучшить внимание, улучшить восприятие и психомоторную координацию. В результате у спортсмена повышается самооценкаи, уверенность в себе и своих способностях. 

Виды спортивной подготовки

Подготовка спортсмена — это комплексный педагогический процесс, который включает в себя множество факторов, которые в целостности способствуют достижению цели. Поэтому разделяют 6 видов спортивной подготовки:

Теоретическая подготовка. Базу или центр спортивной подготовки составляют все необходимые теоретические знания и навыки, которые необходимы для успешного физического развития в рамках определенного вида спорта.

Физическая подготовка. Процесс развития физических качеств и функциональных возможностей организма, с целью осуществления возможности достижения высоких спортивных результатов.

  • Техническая подготовка. Этот вид подготовки подразумевает овладение определенными техническими навыками двигательной деятельности, которые присущи отдельным видам спорта.
  • Тактическая подготовка. Это процесс овладения рациональными тактическими приемами для ведения эффективной соревновательной деятельности. При этом специальные технические приемы — неотъемлемая часть данной подготовки.
  • Психологическая подготовка. Спортивная деятельность напрямую связана с психологическим давлением. Поэтому подготовка спортсмена должна предусматривать развитие стрессоустойчивости, его моральных и волевых качеств.
  • Интегральная подготовка. Недавно стали выделять еще один комплексный вид подготовки спортсменов. Этот процесс направлен на развития способностей к вариативной, но целостной реализации всех выше перечисленных видов подготовки к соревновательной деятельности.

Следует также отметить, что спортивная подготовка — это целенаправленный педагогический процесс, который должен быть грамотно и методически верно организован с точки зрения чередования и объединения всех видов.

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка – это разучивание и совершенствование способов и приемов ведения стрельбы, развитие способности выбирать и применять их во время соревнований при изменившихся обстоятельствах. Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психологической подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют качество тактического мышления и тактические знания, умения, навыки.

Под тактическими знаниями подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном упражнении. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые спортсмен использует при изменившихся обстоятельствах. Тактическое мышление развивается в единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков.

Тактическое мышление проявляется в способности спортсмена, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, существенную для решения тактической задачи, и главное, – кратчайшим путем найти среди нескольких вариантов решений то, которое ведет к успеху с наибольшей вероятностью.

Не менее значимыми являются проявления тактического мышления в способности спортсмена организовать подготовку к выступлению, а во время соревнований свои поведение и действия при изменении условий внешней среды и психического состояния. Эта организация необходима для сохранения эффективности выполнения каждого выстрела и всего упражнения в целом. Варианты возникающих изменений во внешней среде и в состоянии психики соревнующихся хорошо известны, в целом предсказуемы. Спортсмен должен хорошо знать не только возможные изменения, но и содержание вариантов тактических решений, направленных на преодоление негативных последствий неожиданно возникших изменений.

Готовясь к выступлению, стендовик во время учебно-тренировочных занятий по заданию тренера или самостоятельно должен, представив разные варианты изменений внешней среды или своего психофизического состояния, вносить коррективы в организацию выполнения выстрела, применять иные технические приемы ведения стрельбы. Должны быть продуманы общий план выполнение отдельных действий и упражнения в целом, экипировка с учетом погоды и возможного ее изменения

Не менее важно предусмотреть вероятность контактов перед стартом, так как результатом их могут быть переключение мыслей на сообщаемую новость, определенный эмоциональный «всплеск». Такие отвлечения нарушают общий настрой, сосредоточенность – психологическую готовность спортсмена к выступлению

Объективные факторы изменений обстоятельств и внешней среды при выполнении упражнений на соревнованиях, проводимых на стендах:

изменение освещенности при переменной облачности;
сильный порывистый ветер, изменяющийся по направлению и силе;
сбои, задержки подачи мишеней из-за технических неполадок;
незначительные неисправности оружии, не дающие права на дополнительное время;
шум от стрельбы, неожиданно возникающих разговоров;
повышенное, эмоционально выражаемое внимание зрителей к ходу выполнения упражнения;
вмешательство судьи.

Субъективные факторы, отрицательно влияющие на четкость выполнения всех элементов выстрела в целом:

  • высокая ответственность;
  • сомнения, неуверенность в оценке своих действий;
  • посторонние мысли, не связанные с выполнением предстоящего выстрела;
  • боязнь плохого выстрела;
  • неготовность к неожиданно высокому результату нескольких выстрелов, серии;
  • утомление, развивающееся в процессе выполнения упражнения;
  • нарушение согласованности действий по выполнению выстрела.

Успешность преодоления сложностей, вызванных объективными факторами, определяется техническим мастерством спортсмена. Со сложностями субъективного характера легче справляются волевые спортсмены, овладевшие приемами саморегуляции.

Знания по тактике, только накопленные, но не подкрепленные личным двигательным опытом спортсмена, не могут значительно положительно повлиять на спортивный результат. Высшей практической формой спортивно-тактической подготовки являются состязания

Наибольшие внимание и время отдаются тактической подготовке на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и между основными соревнованиями

Главный путь приобретения соревновательного опыта, на котором строится спортивно-тактическое мастерство, – это систематическое участие в соревнованиях различного ранга.

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной. 

Как проводится психологическая тренировка спортсмена

Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.

Способы

В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов. В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:

ежедневные психологические тренировки, точное определение и постановка тренировочных целей, умение фокусировать внимание на упражнениях, способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам, имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования. Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики

Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.

Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.

Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.

Методы

Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.

В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.

В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.

Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:

Борьбу со стрессом. Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям. Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей

Повышение концентрации и способности фокусировать внимание. Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля

Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.

Морально-волевая подготовка

Морально-волевая подготовка воспитание моральных сторон личности

Все эти качества более ярко выражены и проявляются у тех подростков, которые любят свою страну, гордятся ее историей, великими доблестями соотечественников, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, спорте.В беседах, конкретных ситуациях тренер должен дать юным спортсменам знания о личностных качествах, приводя примеры их проявлений в жизненных обстоятельствах.

Все виды деятельности, включая спорт, связаны с преодолением трудностей и требуют от человека физических, умственных, интеллектуальных и волевых усилий. Очень часто показывают высокие результаты и одерживают победы на соревнованиях не самые талантливые, а самые трудолюбивые, волевые.

Волевая подготовка – необходимая составляющая физической, технической, тактической и теоретической подготовок спортсмена, без которой немыслимы успехи в спорте. Тренер должен строить весь многолетний учебно-тренировочный процесс так, чтобы ученики, зная, что такое воля, во имя чего и как проявляются волевые качества, имели практику направленных волевых решений и действий. Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы правильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных волевых качеств – в черты характера. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех остальных сторон подготовки спортсмена. Тренер обязан постоянно заниматься совершенствованием волевых качеств своих воспитанников и стимулировать их проявления в напряженной и упорной борьбе с достойными соперниками.

Ученики тренеров, сознательно сочетающих средства технической подготовки и приемы волевого воспитания, стабильно показывают высокие спортивные результаты на соревнованиях разного ранга. Задача состоит в том, чтобы техническая и волевая подготовки стали составляющими цельного тренировочного процесса. Воспитание волевых качеств должно быть постоянным слагаемым содержания тренировочного процесса, объектом внимания и сознательных усилий тренера.

Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следующее:

  • осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудности;
  • постановка реально достижимых новых и более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных (близких);
  • использование объяснений и убеждения при воспитании волевых качеств в обязательном сочетании с упражнениями (поступками);
  • понимание и осмысление задач и действий на предстоящих учебно-тренировочном занятии или соревновании;
  • создание четких представлений движений и действий, которые нужно выполнить;
  • использование в каждом тренировочном занятии приемов и методов, направленных на воспитание волевых качеств;
  • строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима учебы, труда, тренировочных занятий, участие в культурно-образовательных мероприятиях;
  • выполнение самостоятельных волевых решений;
  • воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высокого спортивного результата;
  • умение контролировать свои действия, поведение, вести учет проделанной работы;
  • обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходимого.

Теоретическая подготовка и моральное воспитание должны быть тесно взаимосвязаны с волевой подготовкой.

МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКИ

Начинающий спортсмен уже воспитан примерами родителей в семье, близких, старших товарищей, вызывающих уважение, героев книг, кино- и телефильмов, которым хочется подражать. Тренер должен продолжать воспитание, используя и развивая то положительное, что стало частью юной натуры, и, решая свои задачи, прививать качества, необходимые для успешных занятий стендовой стрельбой.

В своей работе ему следует руководствоваться следующими педагогическими принципами:

  • сознательности – спортсмен осознано, с доверием принимает советы-указания;
  • систематичности – планируемое тренером постоянное, последовательное, целенаправленное применение средств воздействия;
  • всесторонности – воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности, психомоторику, интеллект;
  • согласованности – мероприятия психического воздействия должны увязываться с другими, логически составляющими систему спортивной тренировки.

Морально-волевая и психологическая подготовки будут успешны, если в планах органично объединить задачи, отражающие специфику стендовой стрельбы и наиболее типичные для большинства видов спорта:

  • создание коллектива и оптимального психологического климата в нем;
  • формирование мотивации достижений;
  • применение воспитывающих воздействий для формирования личности спортсмена;
  • формирование уверенности в реализации его возможностей;
  • освоение приемов самоконтроля и саморегуляции;
  • овладение спортсменами умением управлять психическим состоянием в тренировке и на соревнованиях с помощью психорегулирующих внешних и внутренних воздействий;
  • определение наиболее вероятных источников напряжения при подготовке к главному старту сезона;
  • освоение средств и методов психического восстановления.

Стартовая апатия — это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень подготовленности.

Таблица №1

Формы предстартовых ситуаций

Готовность к борьбе

Стартовая лихорадка

Стартовая апатия (эаторможенность)

Физиологические показатели

Все физиологические процессы протекают нормально

Сильное возбуждение, острые вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса, потение, позывы к мочеиспусканию, дрожь, ощущение слабости в нижних конечностях)

Вялые, сильно заторможенные движения, зевота

Психические показатели

Легкое возбуждение, нетерпеливое ожидание состязания, оптимальная способность к концентрации, самообладание в поведении, ощущение силы

Сильная нервозность, не контролируемые движения, рассеянность, забывчивость, неуверенное поведение, торопливость, необоснованная суетливость

Вялость, медлительность, робость, упадок настроения, желание отказаться от состязания, усталость, неспособность начать работу

Действия во время соревнования

Организованное, согласованное с тактическим планом включение в соревнование, ясная ориентация, четкий контроль ситуации, все силы тактически правильно вводятся в действие, ожидавшийся соревновательный результат достигается или превышается

Деятельность спортсмена частично дезорганизована: он борется «безголовы», теряет тактическую линию, чувство темпа, преждевременно выдыхается; не владеет двигательными координациями, при высоких технических требованиях множатся ошибки; сильная скованность

Не ведется энергичная борьба, активность воли быстро падает, спортсмен не способен мобилизовать силы; после соревнования остается неизрасходованный запас сил, поскольку все действия выполнялись на недостаточно качественном уровне

Спортсмен должен знать, что соревновательная лихорадка и связанные с ней симптомы овладеют им. Тренер, как правило, стремится оказать положительное влияние на формирование предстартовой реакции, прибегая к различным мерам в последние дни и непосредственно перед соревнованиями.

Раннее предстартовое состояние начинается с момента извещения спортсмена о его участии в данном соревновании

Признаки волнения появляются в зависимости от важности старта. Даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться бессонница, пропасть аппетит, обозначиться резкая реакция на шутки друзей

Спортсмен не должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои силы. Большое значение имеют средства отвлечения (увлекательная литература, любимое дело).

Предстартовое состояние возникает в связи с непосредственной подготовкой к соревнованиям в пути и по прибытии на место их проведения. Стартовое возбуждение начинается с момента старта и может достигнуть апогея во время прохождения спортсменом дистанции.

Регулированию предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной «предстартовой лихорадкой» должны проводить разминку спокойно; резкая разминка необходима для склонных к апатии.

Спортсмен, знающий симптомы «предстартовой лихорадки», может взять себя в руки и добиться улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря небольшому возбуждению».

Такое самовнушение достигается сравнительно просто. Для более глубокого овладения основами самовнушения рекомендуем ознакомиться с основами психорегулирующей тренировки, разработанной советскими специалистами.

Завершающим этапом всей психологической подготовки к соревнованиям служит непосредственная подготовка к выполнению соревновательного упражнения. В это время основная задача заключается в максимальной сосредоточенности внимания, которое становится главным фактором. Из сознания должно исчезнуть все, что не относится к действиям в соревновании.

Спортсмен должен научиться не реагировать на внешние раздражения. Возникает состояние, названное К.С. Станиславским публичной отрешенностью.

Анализ результатов тестирования психоэмоционального состояния детей, занимающихся борьбой дзюдо во время тренировок и в предсоревновательный период.

Методический материал был изучен и применен практически.

Тестирование проводилось на базе СДЮСШОР единоборств г. Твери.

Принять участие в тестировании было предложено пяти ученикам-спортсменам отделения дзюдо.

В ходе работы было проведено измерение предсоревновательного состояния спортсменов, изучено отношение спортсменов-дзюдоистов к конкретному соревнованию, изучено влияние зрелищных эффектов на психику соревнующихся юных дзюдоистов.

Анализ результатов тестирования по измерению предсоревновательного состояния дзюдоистов показал, что особо выражен физический и эмоциональный компонент состояния в целостной структуре психического состояния спортсменов. В меньшей степени проявляется мыслительный компонент состояния. С целью оптимизации состояния спортсменов-дзюдоистов с ними была проведена беседа. Использован метод убеждения и внушения. Даны рекомендации по психокоррекции, саморегуляции и оптимизации своего состояния.

В целях диагностики отношения детей, занимающихся борьбой дзюдо, к предстоящему соревнованию была применена шкала ОПС. Анализ тестирования показал следующий результат: все спортсмены-дзюдоисты обладают высокой степенью готовности к соревнованиям, объективно оценивают свои возможности в достижении успеха, уверены в своих силах, имеют огромное желание выступать в данных соревнованиях, поставленную задачу считают реально достижимой; возможности своих соперников все оценивают на достойном уровне, объективно оценивают уровень готовности своего конкурента; большинство спортсменов-дзюдоистов показали высокую субъективную значимость соревнования и большое желание выступать, один ученик показал низкую значимость и отсутствие желания соревноваться; показатель зеркальной самооценки спортсмена, то есть показатель субъективного восприятия спортсменами оценки их возможностей со стороны других людей, у всех опрашиваемых спортсменов показывает о несколько заниженной самооценке своих возможностей в соревновании.

Проанализировав результаты опыта по изучению влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов, были отмечены наиболее значимые и важные для детей, занимающихся борьбой дзюдо, особенности восприятия факторов публичности соревнований. Публичность соревнований выражает массовую психологию зрелища. В ходе обработки полученных данных были выделены те утверждения, которые оказывают на психику спортсмена наиболее сильное влияние, влияющие на формирование его предстартовых состояний. Большинство опрашиваемых выделило следующие наиболее важные для себя факторы: соревнования проходят в своем городе, зрители ведут себя сдержанно, зрителей много и они ждут результат, на трибунах есть родные и близкие, судьи внимательны, соперники хорошо известны, тренер внимателен и ученик чувствует его поддержку. Опрос был завершен групповой беседой по проблеме отношения к соревнованию. Сделаны выводы, определены основные направления по дальнейшей работе, ориентированной на создание благоприятного психоэмоционального состояния детей, занимающихся борьбой дзюдо.

Предисловие

Со времени издания последних учебных пособий по психологии спорта прошло уже несколько десятилетий. За это время в нашей стране произошли важные политические, экономические изменения, которые повлияли и на спорт. Изменилась психология спортсменов и тренеров. Все меньше стали говорить об их патриотизме, все больше – о выгодных контрактах и материальном обеспечении будущего. На этом фоне наработки спортивных психологов, созданные в 1960-1980-х годах, на какое-то время как бы утратили актуальность. В 1990-х годах резко снизилась интенсивность научных исследований по психологии спорта и как следствие – количество публикаций, а монографии практически исчезли. Остается надеяться, что застой, в котором оказалась спортивная наука, в частности спортивная психология – явление временное. Изучение спортивной психологии в высших физкультурных учебных заведениях никто не отменял, а посему для студентов нужны новые учебники, тем более что старые уже стали библиографической редкостью.

Данный учебник включает в себя четыре раздела: «Психология деятельности спортсмена», «Психология тренировочного процесса», «Социально-психологические аспекты спорта» и «Психология деятельности тренеров и спортивных судей». В отличие от предыдущих изданий в данном учебнике рассмотрен и ряд новых вопросов: психологические аспекты «спортивной формы», психология общения в спорте, психология спортивной карьеры, психология зрителей, психология деятельности тренера, психология спортивного судейства. В то же время в учебнике отсутствует раздел «Психологическая подготовка спортсмена», которая во многих учебниках и учебных пособиях по психологии спорта выделяется в самостоятельный вид подготовки наряду с физической, тактической и технической. Мне представляется, что делать это нецелесообразно, так как психологической подготовкой являются и мобилизация спортсмена перед соревнованием, и регуляция состояний спортсмена, и развитие его волевых качеств, и тактическое обучение спортсмена, и его техническая подготовка (формирование навыков), и его воспитание. То есть все, что делают тренер и психолог со спортсменом в плане развития его как личности, – и есть психологическая подготовка. Поэтому то, что отражено в этом учебнике, имеет к ней самое непосредственное отношение.

Читатель также может заметить, что в учебнике нет раздела, посвященного стрессу. Это может показаться странным на фоне того бума, который имел место в 70-х годах прошлого века в отношении стресса в спорте. Я придерживаюсь точки зрения, что стресс – это не любое физическое или психическое напряжение человека, а реакция организма на патологические (травматические) факторы.

Это не значит, что в спорте стресс не встречается. Умирают от инфаркта болельщики на футбольных матчах, спортсмены во время шоссейной велогонки или марафонского бега в случае применения допинга и т. п. Но это исключительные случаи, в целом не типичные для спорта. Понятие «стресс» в настоящее время стало слишком неопределенным, поэтому я предпочитаю использовать термин «психическое напряжение».

В учебнике нет и раздела, посвященного надежности спортсмена, то есть безошибочной и стабильной деятельности спортсмена в условиях соревнований. Это понятие, пришедшее в психологию спорта из инженерной психологии и ставшее в 1970-х годах довольно модным, едва ли добавило ясности к тому, что понимается под психологической устойчивостью и физической, технической, тактической подготовленностью спортсменов (что определяет успешность соревновательной деятельности). Критерием надежности стало либо количество срывов, ошибок (отказов, как принято говорить в инженерной психологии) спортсменов на соревнованиях (то есть количество неудачных выступлений), либо ухудшение результатов на соревнованиях по сравнению с тренировками. Но и то и другое определяется множеством факторов, в том числе и не имеющих отношения к психике спортсмена, учесть которые практически невозможно. Стало быть, говоря о надежности спортсменов, надо снова говорить обо всех психологических аспектах спортивной деятельности.

Основной текст учебника оформлен врезками, содержащими дополнительную информацию из разных источников по рассматриваемому вопросу. В конце учебника даны приложения, которые могут быть использованы тренерами и практическими психологами при изучении спортсменов и тренеров.

Выводы

Проведенный мониторинг показал высокую востребованность различных методических мероприятий в проведении психологической подготовки и целесообразность их организации для тренеров, родителей и спортсменов. Результаты анкетирования указывают на необходимость выстраивания взаимоотношений в системах «психолог — спортсмен», «психолог — тренер», «психолог — команда», «психолог — родитель». В своей работе психолог выполняет ряд функций, которые требуют профессиональной компетентности, креативности, знания возрастной психологии, психодиагностики, специфики вида спорта. Все это определяет целесообразность дальнейшей работы по реализации научно-методического сопровождения научно-организационных мероприятий по актуальным проблемам психологической подготовки спортсменов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector