Как работает спортивный психолог: интервью с викторией борзенковой
Содержание:
- Определение понятия
- Направление используют
- Психология бодибилдинга
- Цели и задачи спортивного психолога
- Предисловие
- Как проводится психологическая тренировка спортсмена
- Читерство. Не обманывайте ни себя, ни ребенка
- Проблема № 1. Бодишейминг и культ фитнес-тела
- Тренер или психолог?
- Роль психологии в спорте
- Популярные техники психологии спорта
- Цветовой тест
Определение понятия
Психология спорта — это наука об уже существующих и разрабатывающихся новых диагностических, терапевтических и профилактических методах работы со спортсменами, как профессиональными, так и начинающими. Ее главная задача — сформировать правильную мотивацию, а также создать подходящую эмоциональную среду для каждого отдельного человека.
Появилась спортивная психология еще в первой половине прошлого столетия. Это понятие ввел учредитель олимпийского движения Пьер де Кубертен. Однако, несмотря на ее существование, внимания психологии спорта уделялось совсем мало. И так было практически до Второй мировой войны
Все из-за того, что спорт не считался какой-то важной частью человеческой жизни. Нет, отдельные его виды, конечно, изучались
Но руководители государств не считали нужным исследовать возможности спортсменов.
После Второй мировой войны ситуация кардинально изменилась. Переживая небывалый упадок, страны пытались выделиться друг перед другом хотя бы в спортивной сфере. И уже вскоре победа на международных соревнованиях считалась небывалым достижением. Кроме того, она давала возможность государству не только заявить о себе на мировой арене, но и изменить политическое положение.
Направление используют
|
«Самопознание.ру Уфа» для пользователей (Уфа), Хобби-центр «Радуга танца» (Сургут), Сообщество для мужчин Flirt-Style (Новосибирск), Спецпроект «Ребёнок» Московского института психоанализа (Москва), Тренинговый центр «Амикон» (Саратов), Уральский Институт Фитнеса (Екатеринбург), Учебно-образовательный центр «Сибирская Академия Фитнеса, Бодибилдинга и Спорта» (Новосибирск), Фитнес клуб Energy Zone (Омск), Центр «НейроФитнес» (Ростов-на-Дону), Академия специалистов индустрии здоровья (Москва), Центр ДОП МГИФКСиТ имени Ю.А.Сенкевича (Москва), Центр позитивной психологии Наталии Алман «Душа девица» (Москва), Центр психологического консультирования «ЛичностьРу» (Калининград), Центр психологического образования в Пермском университете (Пермь), Центр психологической помощи и поддержки «Психология нового поколения» Влады Попутаровской (Москва), Чеснакова Светлана Викторовна (Бийск), Школа «Подсолнухи» (Нижний Тагил), Сообщество «Анонимные компульсивные переедающие» (Москва), Психологический тренинговый центр Unity (Киев), Проект «Крымские летние семинары» (Москва). Ещё организаторы 18 |
||
|
Александр Иванович Балыкин (Москва), Наталья Михайловна Гриценко (Новокузнецк), Ольга Кущ (Екатеринбург), Ольга Викторовна Кирилова (Москва), Ольга Бойцова (Москва), Олеся Владимировна Курилех (Самара), Наталья Юрьевна Русскова (Тюмень), Наталья Соломатина (Воронеж), Наталья Петроченко (Черноморское побережье), Наталья Валерьевна Бухарина (Челябинск), Ольга Николаевна Кабанова (Красноярск), Мария Сергеевна Севостьянова (Красноярск), Мария Орымбаева (Краснодар), Мария Орымбаева (Москва), Марина Анатольевна Лунева (Ярославль), Максим Романенко (Омск), Максим Николаевич Агеев (Москва), Людмила Тимофеевна Щербина (Москва), Людмила Наконечная (Москва), Ольга Мизева (Москва). Ещё тренеры 65 |
||
|
Наталия Владимировна Юрченко (Челябинск), Рустам Набиуллин (Москва), Лариса Ивановна Брусова (Новокузнецк), Любовь Александровна Фёдорова (Нур-Султан), Людмила Наконечная (Москва), Марина Анатольевна Лунева (Ярославль), Мария Орымбаева (Москва), Мария Орымбаева (Краснодар), Мария Сергеевна Севостьянова (Красноярск), Наталья Валерьевна Бухарина (Челябинск), Олеся Владимировна Курилех (Самара), Ольга Бойцова (Москва), Ольга Викторовна Кирилова (Москва), Светлана Высоченко (Москва), Ирина Юрьевна Григорьева (Санкт-Петербург), Сергей Александрович Торлецкий (Москва), Сергей Владимирович Сивец (Москва), Сергей Змеев (Воронеж), Сергей Сергеевич Чеботарёв (Белгород), Сергей Юрьевич Артюшин (Екатеринбург). Ещё консультанты 36 |
Психология бодибилдинга
В бодибилдинге тема спортивной психологии актуальна как нигде. Ведь этот спорт и построен на преодолении барьеров. Усилия и борьба с самим с собой – это то, от чего на 100% зависит успех в зале. Из статьи Майка Ментцера: «Сверхусилие моей психики — вот что это было. Такой пик силы — это всегда прорыв, всегда на шаг вперед. В бодибилдинге пик умственных усилий подводит нас ближе к тому, что ученые называют скрытые резервы». Наш организм нас бережет, ставит психологические барьеры. Но люди способны на большее. Быстрее бежать, выше прыгать, больше жать – сила заложена в их природе.
Помните чувство, когда «светлая сторона» вам говорит, что только регулярные тренировки принесут вам результат, что нужно идти в зал и работать! А «темная сторона» твердит, что вы устали, вам нужен денек поваляться на диване, да и погода неважная, настроение не то, и пропуск одной тренировки никак не повлияет на тренировочный процесс! Ведь было же? Так вот, это ваше сознание, ваш мозг играет с вами, строит мини-барьер. Это происходит от недостатка мотивации. Необходимо конкретизировать цель, настроиться и идти к ней. Она придает смысл тренировкам.
Еще одна большая психологическая уловка от нашего организма — это боязнь увеличения поднимаемого веса. Иногда мы не можем адекватно оценить свои возможности и придерживаемся какого-то стандартного общепринятого плана. Тот же Ментцер в своих повествованиях рассказывал о преодолении своих барьеров. Оказалось, что внешние факторы существенно влияли на эффективность его тренировок. Друзья, которые обладали меньшей мотивацией, желанием и возможностями, не верили в способности Майка, тем самым, являлись демотиваторами. И когда Ментцер абстрагировался от всего, прислушался к своему организму, к своим ощущениям, понял себя, результат его моментально вырос почти в два раза, и это без особых усилий. Он раскрыл свой потенциал. Поэтому психология очень помогает бодибилдерам:
- Настраивает на работу с большими весами (спортсмены часто пользуются наушниками, с помощью которых создают для себя комфортную располагающую обстановку).
- В наборе мышечной массы (иногда появляются барьеры, понижается прогресс роста, в этот час главное для спортсмена — грамотно преодолеть его. Перестроить свой процесс построения тренировки, питания, и продолжать идти к своей цели).
- Преодолеть психологический барьер после большого перерыва (это может быть реабилитация после травмы или болезни, когда у человека появляется страх не только перед весами, но и тренировками в целом. В этом случае можно воспользоваться услугами спортивного психолога, тогда возвращение пройдет более эффективно и точно правильно).
- Преодоление боли. Профессиональное занятие спортом не исключает травмы и боли. Психологический настрой позволяет все принимать как часть тренировочного процесса.
Цели и задачи спортивного психолога
А теперь рассмотрим функции и обязанности спортивного психолога подробнее. Можно сказать, что он — семейный психотерапевт, который заботится об а и о каждом отдельном ее члене. Это «правая рука» тренера, которая участвует в психологической подготовке команды. Иногда требуется участие специалистов, которые проводят индивидуальную работу. Они помогают спортсменам, которые из-за личных трудностей и дискомфорта не могут добиться успеха.
Выделяют несколько задач, которые поставлены перед спортивным психологом:
Изучение методов воздействия на психику. Специалисту нужно выяснить, какие личностные характеристики данного человека помогут ему стать победителем в выбранном виде спорта. Для этого он проводит диагностику особенностей характера, оценивает имеющиеся навыки, а также программу тренировок и даже бытовые условия. Только после этого он может сделать вывод, есть будущее у спортсмена или нет.
Создание атмосферы, которая повысит общую эффективность команды
Здесь важно работать в связке с тренером. Только так получится смоделировать ситуацию, которая будет максимально приближена к настоящим соревнованиям
Анализ и оценка поведения каждого игрока поможет выбрать лучшую позицию для него, вовремя увидеть и проработать слабые моменты, а также стратегии, которые могут привести к поражению.
Разработка индивидуальных тренировок. Наблюдая за спортсменами, спортивный психолог разрабатывает такие методы подготовки к соревнованиям, которые помогут справиться со стрессами и поддерживать в норме психическое здоровье.
Разработка профилактических мероприятий. Они нужны для того, чтобы снизить уровень травматизма, предотвратить сильное переутомление и предупредить профессиональную деформацию личности.
Выявление и последующее разрешение конфликтных ситуаций. В кризисах и конфликтах нет ничего удивительного. Они случаются в жизни каждого человека. Но спортсмены сталкиваются с ними чаще. Виноваты в этом не только чрезмерные нагрузки. Как известно, те, кто профессионально занимается спортом, рано уходят на «заслуженный отдых», они уже не так востребованы, как раньше, сложнее переживают поражения и проигрыши. Задачи психолога в этом случае: показать человеку, как гармонично сочетать личную и спортивную жизнь, научить его получать положительные эмоции не только от спорта, но и от других занятий.
Это лишь часть обязанностей спортивного психолога. При необходимости он выполняет и другие функции. Все зависит от потребностей конкретной команды.
Предисловие
Со времени издания последних учебных пособий по психологии спорта прошло уже несколько десятилетий. За это время в нашей стране произошли важные политические, экономические изменения, которые повлияли и на спорт. Изменилась психология спортсменов и тренеров. Все меньше стали говорить об их патриотизме, все больше – о выгодных контрактах и материальном обеспечении будущего. На этом фоне наработки спортивных психологов, созданные в 1960-1980-х годах, на какое-то время как бы утратили актуальность. В 1990-х годах резко снизилась интенсивность научных исследований по психологии спорта и как следствие – количество публикаций, а монографии практически исчезли. Остается надеяться, что застой, в котором оказалась спортивная наука, в частности спортивная психология – явление временное. Изучение спортивной психологии в высших физкультурных учебных заведениях никто не отменял, а посему для студентов нужны новые учебники, тем более что старые уже стали библиографической редкостью.
Данный учебник включает в себя четыре раздела: «Психология деятельности спортсмена», «Психология тренировочного процесса», «Социально-психологические аспекты спорта» и «Психология деятельности тренеров и спортивных судей». В отличие от предыдущих изданий в данном учебнике рассмотрен и ряд новых вопросов: психологические аспекты «спортивной формы», психология общения в спорте, психология спортивной карьеры, психология зрителей, психология деятельности тренера, психология спортивного судейства. В то же время в учебнике отсутствует раздел «Психологическая подготовка спортсмена», которая во многих учебниках и учебных пособиях по психологии спорта выделяется в самостоятельный вид подготовки наряду с физической, тактической и технической. Мне представляется, что делать это нецелесообразно, так как психологической подготовкой являются и мобилизация спортсмена перед соревнованием, и регуляция состояний спортсмена, и развитие его волевых качеств, и тактическое обучение спортсмена, и его техническая подготовка (формирование навыков), и его воспитание. То есть все, что делают тренер и психолог со спортсменом в плане развития его как личности, – и есть психологическая подготовка. Поэтому то, что отражено в этом учебнике, имеет к ней самое непосредственное отношение.
Читатель также может заметить, что в учебнике нет раздела, посвященного стрессу. Это может показаться странным на фоне того бума, который имел место в 70-х годах прошлого века в отношении стресса в спорте. Я придерживаюсь точки зрения, что стресс – это не любое физическое или психическое напряжение человека, а реакция организма на патологические (травматические) факторы.
Это не значит, что в спорте стресс не встречается. Умирают от инфаркта болельщики на футбольных матчах, спортсмены во время шоссейной велогонки или марафонского бега в случае применения допинга и т. п. Но это исключительные случаи, в целом не типичные для спорта. Понятие «стресс» в настоящее время стало слишком неопределенным, поэтому я предпочитаю использовать термин «психическое напряжение».
В учебнике нет и раздела, посвященного надежности спортсмена, то есть безошибочной и стабильной деятельности спортсмена в условиях соревнований. Это понятие, пришедшее в психологию спорта из инженерной психологии и ставшее в 1970-х годах довольно модным, едва ли добавило ясности к тому, что понимается под психологической устойчивостью и физической, технической, тактической подготовленностью спортсменов (что определяет успешность соревновательной деятельности). Критерием надежности стало либо количество срывов, ошибок (отказов, как принято говорить в инженерной психологии) спортсменов на соревнованиях (то есть количество неудачных выступлений), либо ухудшение результатов на соревнованиях по сравнению с тренировками. Но и то и другое определяется множеством факторов, в том числе и не имеющих отношения к психике спортсмена, учесть которые практически невозможно. Стало быть, говоря о надежности спортсменов, надо снова говорить обо всех психологических аспектах спортивной деятельности.
Основной текст учебника оформлен врезками, содержащими дополнительную информацию из разных источников по рассматриваемому вопросу. В конце учебника даны приложения, которые могут быть использованы тренерами и практическими психологами при изучении спортсменов и тренеров.
Как проводится психологическая тренировка спортсмена
Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.
Способы
В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов. В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:
ежедневные психологические тренировки, точное определение и постановка тренировочных целей, умение фокусировать внимание на упражнениях, способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам, имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования. Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики
Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.
Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.
Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.
Методы
Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.
В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.
В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.
Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:
Борьбу со стрессом. Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям. Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей
Повышение концентрации и способности фокусировать внимание. Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля
Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.
Читерство. Не обманывайте ни себя, ни ребенка
В профессиональном спорте мы не раз слышали о случаях допинга на соревнованиях. Какие скандалы! В детском спорте, конечно, сложно себе это представить. Мало кто, даже из самых отчаянных родителей, согласится давать своему ребенку спортсмену препараты и стимуляторы.
Однако это не значит, что нет способов «смухлевать» и «обойти систему». Это касается больше индивидуального спорта.
Некоторые родители участвуют со своими детьми буквально во всех соревнованиях по «специальности» или связанной с ней спортивной активности, лишь бы урвать грамоты и диплом. В худшему случае сертификат за участие, лишь бы пополнить портфолио. Однако это не такой уж плохой вариант, особенно в сравнении с остальными случаями.
Некоторые родители намеренно ищут соревнования с недобросовестными судьями и подкупают их. Крайний случай, когда родители отправляют детей участвовать тольков таких мероприятиях, чтобы точно знать, что получат победу.
Но такой способ мышления — тупик. Вместо того, чтобы действительно развивать ребенка спортсмена и его способности, такие родители лишь тренируют себя в искусстве обмана. В один момент ребенок спортсмен осознает ситуацию, и все его золотые медали теряют свое значение, а самооценка падает.
Проблема № 1. Бодишейминг и культ фитнес-тела
Бодишейминг (от англ. body — «тело» и shame — «стыд») — критика чужого или собственного тела на основании внешнего вида. Ощущение повышенного критического внимания к своей фигуре и телу в принципе — это, пожалуй, первое, с чем сталкивается каждый, кто приходит в зал. Если в этот момент мы не бросаем затею и продолжаем тренировки, то вскоре параллельно с радостью от прогресса в построении фигуры мечты можем обнаружить себя активно обсуждающими других людей и выискивающими малейшие недостатки их тел. Любые социальные и личные достижения начинают стремиться к нулю на фоне недостаточно подтянутого тела.
Бодишейминг в спортзале, как правило, имеет две более узкие формы: фэтшейминг (критика слишком большого тела) и скинни-шейминг (критика слишком худого тела):
Бодишейминг в спортзале прячется под разными масками. В какой-то момент выясняется, что надо быть мускулистым, но не слишком; спортивной, но женственной — в общем, не пугать окружающих своим новым увлечением.
Тело в фитнесе обсуждается постоянно. Вроде бы за этим мы и приходим тренироваться, разве нет? Указать на проблемные области, наметить «план работ» и сделать себя лучше. К сожалению, грань между конструктивным обсуждением и нисходящей спиралью пустых разговоров стирается очень быстро и незаметно.
Тренер или психолог?
В связи с тем, что психология спортсмена только недавно выделилась в отдельное направление работы и медленно приобретала популярность в России, многие недооценивают роль, выполняемую спортивным психологом для команды и каждого участника в отдельности. Традиционно психологические функции для спортсменов были закреплены за тренером и полностью зависели от его видения жизни, природного дара убеждения и тактики, которую он сам выбрал для взаимодействия с подопечными.
В свою очередь, психолог обладает профессиональными знаниями в вопросах психической жизни каждой из сторон спорта. Опираясь на собранные при помощи большого эмпирического опыта данные (несравнимо большего, чем у каждого конкретного тренера в отдельности), психолог вырабатывает различные стратегии поведения и меняет их по необходимости. Специальные методики и тестирования позволяют вовремя выявить и предотвратить угнетенные и кризисные состояния, и разрешаются они при помощи надежных научных методов, в отличие от житейского внушения тренера.
Разумеется, эти особенности не принижают роль тренера для команды. Тренеры чувствуют психологию победителя в спорте и владеют ей интуитивно. Речь идет о сотрудничестве и гибком разделении обязанностей. Психолог и тренер создают тесный тандем, в котором тренер направляет спортсменов, опираясь на свой личный и профессиональный опыт, а психолог позволяет сделать это взаимодействие эффективным, оптимизируя его и устраняя негативные факторы.
Таким образом, психология спорта и практикующие в этом направлении специалисты не идут вразрез с интересами тренера. Это содружественные силы, взаимно дополняющие друг друга.
Роль психологии в спорте
Психологическое сопровождение состоит из диагностики, прогностики и воздействия. Задача спортивного психолога, работающего с профессиональной командой, включает:
- Исследование психологических особенностей спортсменов.
- Создание банка данных, состоящего из диагностического и терапевтического материала.
- Составление прогноза деятельности, потенциальных путей развития.
- Формирование психологической установки спортсмена, способствующей преодолению трудностей тренировочного процесса.
- Помощь новым игрокам в период адаптации.
- Разработка и проведение корректирующих мероприятий.
- Повышение уровня психологической культуры спортсменов.
- Оказание консультативной, диагностической, терапевтической и других видов психологической помощи.
- Разработка средств снятия психологического напряжения.
Психолог, работая с командой, принимает участие в разработке программы тренировок, отборе игроков на отдельные позиции, создании тренировочной стратегии. Использование психодиагностических методик и индивидуальных приемов психотерапии максимально раскрыть потенциал спортсмена с учетом особенностей личности.
Популярные техники психологии спорта
Спортивные психологи
учат спортсменов эффективным методам повышения мотивации, концентрации
внимания, повышения работоспособности. Следует отметить, что стратегии,
используемые в спорте, часто применимы к другим дисциплинам: медицина, политика,
бизнес, искусство, вооруженные силы. Общие методы, преподаваемые на занятиях
спортивной психологии, включают:
Постановку
целей: установление конкретных краткосрочных и долгосрочных целей, которые
измеримы, амбициозны и достижимы;
Регулировка
уровня возбуждения: увеличение или уменьшение физической и познавательной
активности человека для достижения максимального уровня работоспособности.
Возбуждение можно усилить, слушая вдохновляющую музыку, используя позитивные
для себя установки и визуализируя хорошие события
Возбуждение можно снизить,
выполняя дыхательные упражнения, медитацию или техники расслабления мышц.
Позитивные
установки: позитивные слова и идеи, которые спортсмен повторяет в попытке
усилить возбуждение и сосредоточить внимание на конкретной цели.
Моторные
образы: яркая мысленная репетиция или симуляция с участием множества чувств,
которые позволяют почувствовать человеку, каким будет предстоящее событие. Предварительный
настрой: физические и умственные действия, который спортсмен выполняет перед
выступлением
Этот метод может дать человеку чувства последовательности,
предсказуемости, расслабления и контроля. Во время этого процесса могут
использоваться другие методы, такие как, усиление возбуждения с помощью
моторных образов и позитивных установок.
Цветовой тест
Восьмицветовой диагностический тест — отечественная модификация всемирно известной методики Макса Люшера, в которой феномен цветопредпочтения используется для диагностики эмоциональных особенностей и психофизиологического состояния человека, внутриличностных конфликтов. Тест применяется в различных областях психологической практики, но особенно эффективно применение теста при оценке психофизиологического состояния и уровня актуальной работоспособности, при необходимости прогноза деятельности в экстремальных ситуациях и напряженных условиях труда. Тест позволяет оценить уровень нервно-психического напряжения и стресса, выработать рекомендации по организации режима труда и отдыха, сформировать рекомендации по оптимизации процесса выполнения деятельности, нормализации условий работы и пр. .
Накоплен обширный опыт исследований, в рамках которых методикой обследованы различные группы спортсменов. При сопоставлении показателей цветовой методики с оценками успешности различных видов деятельности становится очевидной их взаимосвязь. Например, замечено, что цветовой профиль соотносится с успешностью деятельности за длительные периоды времени (например, соревновательный сезон), а перестройки цветовых предпочтений диагностируют вероятность успешных действий в конкретной стрессовой ситуации. Так, у прыгунов в высоту перед успешными выступлениями отмечено увеличение субъективной приятности красного и зеленого, а также отвержение синего цвета. Перед неуспешными выступлениями — смещение желтого и зеленого цветов к концу ряда предпочтений. На выборках бегунов на средние и длинные дистанции были установлены характеристики оптимальных и неоптимальных стрессовых состояний, переживаемых спортсменами. Было отмечено, что перед напряженными, стрессовыми ситуациями (соревнованиями) цветовые предпочтения спортсменов значительно и неслучайным образом перестраиваются, при этом характер изменения отношения к зеленому и синему цветам может прогнозировать успешность выступления спортсмена в последующих соревнованиях
Таким образом, можно сделать вывод, что в цветовых предпочтениях отражается психофизиологическое содержание, существенно важное для успешной деятельности человека в экстремальных условиях и повседневной работе
С помощью цветового теста можно оценить готовность спортсмена к соревнованиям и прогнозировать успешность его выступления.